Традиционно в конце года все подводят итоги и делают прогнозы на следующий год.
Есть некое лукавство в том, как большинство экспертов дают ретроспективную аналитику по году, не сравнивая её с их же прогнозами год назад. Я постараюсь кратко и честно сравнить итоги года с тем, что я говорил в декабре 2022 года.
Что касается перспектив 2024 года, своё видение развития рынка я тоже дам. Но если хотите подробностей — то лучше изучить наш
аналитический материал с трендами на ближайший год, три и 10 лет.
Продолжается импортозамещение
На конец 2022 года мы оценивали объём освободившегося рынка IT в 300 млрд рублей. Сейчас можно говорить, что первая волна импортозамещения прошла.
По моим оценкам, треть рынка уже заняли российские компании, остаётся ещё рынок примерно в 200 млрд рублей. Потребности в продуктах срочного приоритета по большей части уже закрыты. И импортозамещение мигрирует в сторону продуктов долгосрочного потребления. Например, SaaS-разработки, RPA-системы или букинг уже перешли на российские разработки. Но есть направления, где люди пока что работают на «трофейном софте» и замена продуктов происходит медленно, например, операционные системы, офисные приложения и колл-центры, особенно если речь о корпоративных закупках. Для IT-компаний, которые работают в освободившихся нишах, спринтерская дистанция превращается в марафон. Нагоняющая волна импортозамещения будет продолжаться три-четыре года.
Венчурные инвестиции
Год назад я ожидал, что в 2023 году инвестиции в России вырастут в два раза по сравнению с 2022 годом. Но судя по статистике, которую сейчас мы видим, роста по рынку не будет. Хотя ФРИИ в этом году сделал в несколько раз больше сделок, чем в прошлом.
Собирать инвестиции в России остаётся крайне сложно. Продолжается работа с дивидендными моделями.
Впрочем, оживление рынка IPO создаёт надежду на то, что можно будет дотаскивать компании до рынка и продавать. Более того, есть ожидание, что те, кто вышел в последнее время на IPO, займутся M&A.
Чем больше будет расти интерес к IPO, тем быстрее восстановится интерес к венчурной модели инвестирования.
Новые ниши
Возникают какие-то ниши, которых раньше не было. Например, всё, что касается кроссбордер-логистики и параллельного импорта. Или бизнесы, связанные со вторичным рынком, например, брендовые секонд-хенды. Мне не до конца понятно почему, я не специалист в этой отрасли, может, бренды стали дороже, может, ещё почему-то. В этих растущих нишах появляются и новые IT-продукты.
Направление может быть не новым, но получить дополнительное развитие. Например, несколько крупных игроков зашли на рынок зарядок для электромобилей. А значит, можно ожидать, что в перспективе 3-5 лет эта индустрия будет развиваться и требовать новых инструментов для управления и обслуживания.
IPO
В этом году 8 российских компаний вышли на IPO. Что примечательно, среди них 4 компании, в основе которых лежат технологии: Genetico, CarMoney, ГК Астра, Softline. В 2022 году было только одно IPO компании Whoosh. В 2024 я ожидаю 20-30 новых размещений на бирже. Сейчас в моменте рынок просел, но это в большей степени связано с процентной ставкой. Рынок финансовых инструментов становится не таким выгодным, как простые вклады в банке. Но если опираться на исторические данные, есть надежда, что такие высокие ставки не продержатся долго, а интерес к акциям будет возвращаться.
Для основателей технологических компаний приоткрылась дверца IPO.
Раньше, когда говорили об IPO, скорее думали про NASDAQ или Лондонскую биржу, и эти площадки действительно крайне дороги для компании. Сейчас, когда на IPO выходят российские компании с выручкой от 300 миллионов до миллиарда рублей — это уже не кажется запредельными цифрами. Российские IT-компании умеют до таких цифр добегать.
Международный рынок
Сразу после принятия первых пакетов санкций стало ясно, что эта ситуация с нами надолго. За год ничего существенно не поменялось, и ожидать тектонических сдвигов в ближайшие пять лет не стоит. Европа с Америкой остаются отрезаны. В этих локациях вести бизнес можно, только находясь там.
Дружественные рынки такими остаются. Они доступны, но из-за того, что банки опасаются санкций, усложняются финансовые операции. Немного утих энтузиазм относительно Индии.
Компании, которые за последние годы сильно выросли в России, отмечают замедление темпов роста и смотрят на доступные рынки. В 2022 году таких компаний, не было совсем, нужно было решать срочные проблемы и осваивать российский рынок. В 2023 году они укрепляли позиции, а в 2024 году начнут потихонечку переключаться на дружественные рынки.
Иностранных инвестиций в России не было и не будет в ближайшем обозримом будущем.
С 2022 года мы наблюдали попытки инвестировать в страны ближнего зарубежья, Узбекистан, Казахстан. Но несмотря на то что, например, Узбекистан очень бодро растёт, в целом это очень маленький рынок.
Направления и отрасли
Главный тренд года — ChatGPT и подобные языковые модели, в том числе модели от Яндекса и Сбера. Ближайшие поколения искусственного интеллекта будут догонять лидеров отрасли, становиться разнообразнее. Это вызывает эффект «гражданской автоматизации», когда, например, HR-менеджеры пишут письма, пользуясь ChatGPT, чтобы сэкономить время. Это новый тренд, который рождает много маленьких ниш. EdTech, маркетинг — ИИ уже проникает в эти рынки.
Некоторое время назад казалось, что тренд на метавселенные поглотит нас. Но ажиотаж спал, уже в этом году такого оптимизма не наблюдается. Возможно, новые решения в VR-гарнитурах дадут толчок этому направлению, но есть определённый скепсис.