27 декабря 2023
Лайфхаки

Подводим итоги 2023, строим прогнозы на 2024

Традиционно в конце года все подводят итоги и делают прогнозы на следующий год.
Есть некое лукавство в том, как большинство экспертов дают ретроспективную аналитику по году, не сравнивая её с их же прогнозами год назад. Я постараюсь кратко и честно сравнить итоги года с тем, что я говорил в декабре 2022 года.
Что касается перспектив 2024 года, своё видение развития рынка я тоже дам. Но если хотите подробностей — то лучше изучить наш аналитический материал с трендами на ближайший год, три и 10 лет

Продолжается импортозамещение

На конец 2022 года мы оценивали объём освободившегося рынка IT в 300 млрд рублей. Сейчас можно говорить, что первая волна импортозамещения прошла.
По моим оценкам, треть рынка уже заняли российские компании, остаётся ещё рынок примерно в 200 млрд рублей. Потребности в продуктах срочного приоритета по большей части уже закрыты. И импортозамещение мигрирует в сторону продуктов долгосрочного потребления. Например, SaaS-разработки, RPA-системы или букинг уже перешли на российские разработки. Но есть направления, где люди пока что работают на «трофейном софте» и замена продуктов происходит медленно, например, операционные системы, офисные приложения и колл-центры, особенно если речь о корпоративных закупках. Для IT-компаний, которые работают в освободившихся нишах, спринтерская дистанция превращается в марафон. Нагоняющая волна импортозамещения будет продолжаться три-четыре года.

Венчурные инвестиции

Год назад я ожидал, что в 2023 году инвестиции в России вырастут в два раза по сравнению с 2022 годом. Но судя по статистике, которую сейчас мы видим, роста по рынку не будет. Хотя ФРИИ в этом году сделал в несколько раз больше сделок, чем в прошлом.
Собирать инвестиции в России остаётся крайне сложно. Продолжается работа с дивидендными моделями.
Впрочем, оживление рынка IPO создаёт надежду на то, что можно будет дотаскивать компании до рынка и продавать. Более того, есть ожидание, что те, кто вышел в последнее время на IPO, займутся M&A.
Чем больше будет расти интерес к IPO, тем быстрее восстановится интерес к венчурной модели инвестирования.

Новые ниши

Возникают какие-то ниши, которых раньше не было. Например, всё, что касается кроссбордер-логистики и параллельного импорта. Или бизнесы, связанные со вторичным рынком, например, брендовые секонд-хенды. Мне не до конца понятно почему, я не специалист в этой отрасли, может, бренды стали дороже, может, ещё почему-то. В этих растущих нишах появляются и новые IT-продукты.
Направление может быть не новым, но получить дополнительное развитие. Например, несколько крупных игроков зашли на рынок зарядок для электромобилей. А значит, можно ожидать, что в перспективе 3-5 лет эта индустрия будет развиваться и требовать новых инструментов для управления и обслуживания.

IPO

В этом году 8 российских компаний вышли на IPO. Что примечательно, среди них 4 компании, в основе которых лежат технологии: Genetico, CarMoney, ГК Астра, Softline. В 2022 году было только одно IPO компании Whoosh. В 2024 я ожидаю 20-30 новых размещений на бирже. Сейчас в моменте рынок просел, но это в большей степени связано с процентной ставкой. Рынок финансовых инструментов становится не таким выгодным, как простые вклады в банке. Но если опираться на исторические данные, есть надежда, что такие высокие ставки не продержатся долго, а интерес к акциям будет возвращаться.
Для основателей технологических компаний приоткрылась дверца IPO.
Раньше, когда говорили об IPO, скорее думали про NASDAQ или Лондонскую биржу, и эти площадки действительно крайне дороги для компании. Сейчас, когда на IPO выходят российские компании с выручкой от 300 миллионов до миллиарда рублей — это уже не кажется запредельными цифрами. Российские IT-компании умеют до таких цифр добегать.

Международный рынок

Сразу после принятия первых пакетов санкций стало ясно, что эта ситуация с нами надолго. За год ничего существенно не поменялось, и ожидать тектонических сдвигов в ближайшие пять лет не стоит. Европа с Америкой остаются отрезаны. В этих локациях вести бизнес можно, только находясь там.
Дружественные рынки такими остаются. Они доступны, но из-за того, что банки опасаются санкций, усложняются финансовые операции. Немного утих энтузиазм относительно Индии.
Компании, которые за последние годы сильно выросли в России, отмечают замедление темпов роста и смотрят на доступные рынки. В 2022 году таких компаний, не было совсем, нужно было решать срочные проблемы и осваивать российский рынок. В 2023 году они укрепляли позиции, а в 2024 году начнут потихонечку переключаться на дружественные рынки.
Иностранных инвестиций в России не было и не будет в ближайшем обозримом будущем.
С 2022 года мы наблюдали попытки инвестировать в страны ближнего зарубежья, Узбекистан, Казахстан. Но несмотря на то что, например, Узбекистан очень бодро растёт, в целом это очень маленький рынок.

Направления и отрасли

Главный тренд года — ChatGPT и подобные языковые модели, в том числе модели от Яндекса и Сбера. Ближайшие поколения искусственного интеллекта будут догонять лидеров отрасли, становиться разнообразнее. Это вызывает эффект «гражданской автоматизации», когда, например, HR-менеджеры пишут письма, пользуясь ChatGPT, чтобы сэкономить время. Это новый тренд, который рождает много маленьких ниш. EdTech, маркетинг — ИИ уже проникает в эти рынки.
Некоторое время назад казалось, что тренд на метавселенные поглотит нас. Но ажиотаж спал, уже в этом году такого оптимизма не наблюдается. Возможно, новые решения в VR-гарнитурах дадут толчок этому направлению, но есть определённый скепсис.

ДМИТРИЙ КАЛАЕВ
Директор «Акселератора ФРИИ», партнёр венчурного фонда ФРИИ
Подробнее
Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий
Читайте также
8 февраля 2024

В 2023 году ФРИИ провёл исследование быстрорастущих компаний. Как же мы были удивлены, узнав, что 40% опрошенных компаний не имеют какой-либо стратегии. Исследование стало началом рефлексий и дискуссий, в которых родилось несколько материалов о стратегическом бизнес-планировании. Эта статья первая из цикла.



2 февраля 2024
Муж-стартапер — горе в семье? Основатель Stylebox о том, как делать бизнес с женой.
19 января 2024
Стартапы и корпорации: зачем они друг другу, как выстроить выгодное для обеих сторон взаимодействие и при каких обстоятельствах оно...
29 декабря 2023
Сколько стоит выход на IPO для среднего бизнеса и стоит ли игра свеч. Свежий выпуск подкаста «Причиняем пользу». Гость выпуска осн...
27 декабря 2023
Традиционно в конце года все подводят итоги и делают прогнозы на следующий год.
Есть некое лукавство в том, как большинство экспертов...
22 декабря 2023
Как найти идею на миллиард и выбрать верный момент для старта, обсуждаем с Максимом Спиридоновым, основателем бизнес-клуба Reforma...
13 ноября 2023

ФРИИ оказался центром накопления и распространения идей и знаний, которые поменяли образ мысли предпринимателей и инвесторов. ...

17 октября 2023
В новом подкасте от MTS StartUp Hub обсуждаем, какие ошибки допускает каждый российский предприниматель, что сделать, чтобы классн...
5 сентября 2023
Обычно в российских компаниях совет директоров появляется, когда внешние обстоятельства принуждают к этому основателей и акционеров. Большинство ТОП-менеджеров не до конца понимают плюсы от этой структуры и ещё больше боятся минусов. Попробуем разобраться, как совет директоров может помочь бизнесу и как даже маленький стартап может использовать все плюсы этого управленческого инструмента . Есть инструмент, который сочетает в себе все плюсы совета, и он доступен даже для компаний на ранних стадиях— это advisory board, и о нем мы тоже поговорим.
31 мая 2023
Для основателей технологических компаний мир разделился на две части. С российским паспортом на руках довольно сложно развивать компанию в США или Европе. И сейчас вопрос выбора рынка для масштабирования компании становится ещё более сложным. Раньше было нормальным, если компания кратно растет, но не приносит прибыль. Теперь это непозволительная роскошь и для стартапа, и для инвестора.  Тем важнее становится выбор рынка, желательно, чтобы выход в новую страну сразу начинал приносить компании деньги. Ошибка может стоить слишком дорого.
29 мая 2023
Чтобы принимать эффективные решения и масштабировать бизнес, нужны данные. Собрать их помогают HADI-циклы. С помощью этого метода можно сформулировать гипотезу, быстро проверить ее и сделать выводы. 80% гипотез не сработают. Это тоже результат. Даже если ваша гипотеза оказалась неверна, вы получите новые знания о рынке и вашей целевой аудитории. Это позволяет не тратить время и ресурсы на то, что не принесет прибыли.