8 февраля 2024
Лайфхаки

Стратегия для компании: можно ли без неё?

Стратегия для компании: можно ли без неё?


В 2023 году ФРИИ провёл исследование быстрорастущих компаний. Как же мы были удивлены, узнав, что 40% опрошенных компаний не имеют какой-либо стратегии. А каждый четвёртый из оставшихся 60% считает, что стратегию бизнеса необязательно знать команде. И это не мешает некоторым из этих компаний расти на 1000% в год. 

Исследование стало началом рефлексий и дискуссий, в которых родилось несколько материалов о стратегическом бизнес-планировании. Эта статья первая из цикла.


Три базовых вопроса о стратегии

Первый вопрос, который возникает, если смотреть на исследование: если компании не занимаются стратегией, то растут благодаря этому или потому что им везёт? 

Действительно, компания может угадать тренд, на котором получится проехать несколько лет. Я наблюдал такие примеры. Но тренды заканчиваются. А последовательно прогнозировать рыночные изменения на протяжении нескольких лет или десятилетий без стратегического планирования не получится. А значит, не получится сохранить лидерство и темпы роста.

Второй вопрос: растут ли эти компании в темпе рынка или медленнее? 

В одном из сегментов рынка я наблюдал за четырьмя компаниями с похожими продуктами. За год они выросли в 11, 9 и 5 раз, а у четвёртого игрока выручка снизилась на 40%. Растущая в 5 раз за год компания считала себя очень успешной, но если такой отрыв сохранится ещё несколько лет, то выручка и доля рынка лидеров будет на порядок больше. Рост в 5 раз за год — это хороший показатель, но, когда конкуренты растут в несколько раз быстрее, компания может не продержаться и двух-трёх лет. Оценка динамики компаний по годовым показателям — это, конечно, тактика, а не стратегия, но сходные паттерны можно наблюдать и на больших периодах. Только формирование стратегического плана покажет реальное положение дел.

Третий: стратегия в изменчивом мире — потеря времени?

В условиях неопределённости многие говорят о бессмысленности стратегии, ведь за год рынок меняется и любой долгосрочный план теряет смысл. Это не так. Стратегия — это не высеченный в камне текст, который вспоминают раз в пять лет, а живой процесс и набор документов. Рабочая стратегия адаптируется под изменения рынка ежеквартально. Достаточно точно определяет важность стратегии и процесса фраза: «Стратегия — ничто, стратегирование — всё».

Стратегия обладает эффектом, нивелирующим потрясения. 

Бывает, что внешние факторы полностью обнуляют стратегию. Тогда пересборку приходится выполнять и маленьким компаниям, и крупным игрокам. До 2014 года в стратегии Сбербанка присутствовала цель «стать одним из ведущих финансовых институтов мира». Но санкции перевернули план и это дало возможность компании сформировать крупнейшую экосистему сервисов для клиентов на рынке России. В 2022 году экстренные изменения в стратегиях пришлось делать Яндексу, VK и тысячам средних бизнесов. Стратегические цели позволяют сохранять фокус и мотивацию даже в условиях неопределённости. Например, если в вашей стратегии есть план выхода на IPO, то потрясения могут существенно обнулить планы на текущий год, но план выхода на IPO только сдвинется во времени, но не исчезнет. Постановка таких стратегических планов позволяет сохранять маяки в будущем, несмотря на любые бури на рынке.

Формулируя новую стратегию, руководители наполняют смыслом бизнес, вдохновляют и мотивируют сотрудников.

В следующих материалах мы перейдём к более практическим вопросам: что должно входить в стратегию, нужно ли работать с гипотезами, как сделать стратегию понятной всем и разберём шаги по разработке стратегии.

ДМИТРИЙ КАЛАЕВ
Директор «Акселератора ФРИИ», партнёр венчурного фонда ФРИИ
Подробнее
Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий
Читайте также
8 февраля 2024

В 2023 году ФРИИ провёл исследование быстрорастущих компаний. Как же мы были удивлены, узнав, что 40% опрошенных компаний не имеют какой-либо стратегии. Исследование стало началом рефлексий и дискуссий, в которых родилось несколько материалов о стратегическом бизнес-планировании. Эта статья первая из цикла.



2 февраля 2024
Муж-стартапер — горе в семье? Основатель Stylebox о том, как делать бизнес с женой.
19 января 2024
Стартапы и корпорации: зачем они друг другу, как выстроить выгодное для обеих сторон взаимодействие и при каких обстоятельствах оно...
29 декабря 2023
Сколько стоит выход на IPO для среднего бизнеса и стоит ли игра свеч. Свежий выпуск подкаста «Причиняем пользу». Гость выпуска осн...
27 декабря 2023
Традиционно в конце года все подводят итоги и делают прогнозы на следующий год.
Есть некое лукавство в том, как большинство экспертов...
22 декабря 2023
Как найти идею на миллиард и выбрать верный момент для старта, обсуждаем с Максимом Спиридоновым, основателем бизнес-клуба Reforma...
13 ноября 2023

ФРИИ оказался центром накопления и распространения идей и знаний, которые поменяли образ мысли предпринимателей и инвесторов. ...

17 октября 2023
В новом подкасте от MTS StartUp Hub обсуждаем, какие ошибки допускает каждый российский предприниматель, что сделать, чтобы классн...
5 сентября 2023
Обычно в российских компаниях совет директоров появляется, когда внешние обстоятельства принуждают к этому основателей и акционеров. Большинство ТОП-менеджеров не до конца понимают плюсы от этой структуры и ещё больше боятся минусов. Попробуем разобраться, как совет директоров может помочь бизнесу и как даже маленький стартап может использовать все плюсы этого управленческого инструмента . Есть инструмент, который сочетает в себе все плюсы совета, и он доступен даже для компаний на ранних стадиях— это advisory board, и о нем мы тоже поговорим.
31 мая 2023
Для основателей технологических компаний мир разделился на две части. С российским паспортом на руках довольно сложно развивать компанию в США или Европе. И сейчас вопрос выбора рынка для масштабирования компании становится ещё более сложным. Раньше было нормальным, если компания кратно растет, но не приносит прибыль. Теперь это непозволительная роскошь и для стартапа, и для инвестора.  Тем важнее становится выбор рынка, желательно, чтобы выход в новую страну сразу начинал приносить компании деньги. Ошибка может стоить слишком дорого.
29 мая 2023
Чтобы принимать эффективные решения и масштабировать бизнес, нужны данные. Собрать их помогают HADI-циклы. С помощью этого метода можно сформулировать гипотезу, быстро проверить ее и сделать выводы. 80% гипотез не сработают. Это тоже результат. Даже если ваша гипотеза оказалась неверна, вы получите новые знания о рынке и вашей целевой аудитории. Это позволяет не тратить время и ресурсы на то, что не принесет прибыли.