В мире китайские компании известны, в первую очередь, своей уникальной способностью скопировать все и вся. Но в последние годы картина радикально меняется: страна переживает настоящий технологический бум. В рейтинге CBInsights четверть «единорогов» — компаний с инвестиционной оценкой более $1 млрд — уже приходится на Китай. Журнал Wired назвал 10 малоизвестных IT-стартапов из Китая, которые вот-вот завоюют западные рынки.

Zhihu
Год основания: 2011
Сумма инвестиций: $85 млн

Zhihu (в переводе с китайского «Знаете ли вы?») — это самомодерируемый форум, где можно задать вопрос и получить на него ответ. На нем зарегистрировано 65 млн пользователей, из которых 18,5 млн заходят на сайт ежедневно. С момента запуска Zhihu на сайте было задано более 6 млн вопросов и опубликовано более 23 млн ответов. В начале 2017-го компания привлекла пятый по счету раунд инвестиций — на этот раз от фондов Capital Today, Tencent, Sogou, SAIF Partners, Qiming Venture Partners и Sinovation Ventures (данные базы Crunchbase). 

Схожие сервисы на Западе и в России: Quora, Answers.com, Yahoo! Anwers, The Question, Ответы@Mail.Ru, Genon.

VIPKID
Год основания: 2013
Сумма инвестиций: $825 млн

«[Школьный] класс в том виде, в каком мы его знаем, не менялся уже 200 лет», — приводит Wired слова основателя VIPKID Синди Ми (Cindy Mi), которая решила изменить формат обучения для китайских школьников. Образовательный стартап, расположенный в Пекине, дает детям в возрасте от 5 до 12 лет доступ к индивидуальным видеоурокам английского языка с преподавателями из Северной Америки. Уровень этих занятий соответствует уровню элитных американских учебных заведений. 
Ми основала VIPKID в 2013-м и с тех пор стартап успел превратиться в международную виртуальную школу, объединяющую 200 тыс. учеников и 30 тыс. преподавателей. Статус «единорога» компания получила в августе 2017-го: фонды Sequoia Capital China и Tencent Holdings проинвестировали в VIPKID $800 млн по оценке $1,5 млрд. «К 2019 году у нас будет миллион обучающихся, каждый месяц к нам приходят 4 000 – 5 000 учителей. Мы полагаем, что менее чем через 10 лет у нас будет 10 млн учеников», — рассчитывает Ми.
 
Схожие сервисы: Lingoda, Verbalplanet, Skyeng, LinguaLeo.

Tujia
Год основания: 2011
Сумма инвестиций: $755 млн
Tujia — это китайский ответ Airbnb. Сервис краткосрочной аренды недвижимости основали Мелисса Янь (Melissa Yang) и Луо Йюн (Luo Jun). На сайте зарегистрировано 300 тыс. объектов в 345 населенных пунктах по всей стране, целевая аудитория — китайские путешественники. В частных домах есть полный спектр услуг: регулярная уборка, прокат дополнительного оборудования — например велосипедов, и даже дворецкие, если речь про дорогие виллы. Сегодня Tujia — крупнейший сервис краткосрочной аренды жилья в стране. В 2017-м компания привлекла $300 млн от китайского турагенства Ctrip.com и фондов All-Stars Investment, China Renaissance’s New Economy Fund, G Street Capital.
 
Схожие сервисы: Airbnb, HomeAway, Booking, Tripping, FlipKey.

Cambricon
Год основания: 2016
Сумма инвестиций: $100 млн

Пекинская компания Cambricon стала «единорогом» в августе 2017-го, то есть почти через год после основания. Произошло это вслед за заявлением Академии наук Китая о готовности выделить дополнительные $1,5 млрд на исследования и разработки стартапа. В случае успеха чип, который разрабатывает Cambricon, станет первым в мире процессором с искусственным интеллектом, работающим по принципу человеческих нервных волокон. В отличие от существующих нейросетей, которым нужны тысячи GPU-ускорителей, чипы китайской компании отличаются более эффективной структурой и расходуют меньше энергии. В 2016-м компания выпустила первый чип 1A, предназначенный для смартфонов, видеонаблюдения, беспилотников, носимой электроники и автономных транспортных средств. У компании, основанной братьями Чэнь Юньцзи (Chen Yunji) и Чэнь Тяньши (Chen Tianshi), шесть инвесторов, в том числе фонд поддержки предпринимателей китайского гиганта e-commerce Alibaba Entrepreneurs Fund.
 
Схожие сервисы: интеллектуальные чипы IBM и Intel.

NetEase Cloud Music
Год основания: 2013
Сумма инвестиций: $120 млн

NetEase Cloud Music был запущен как сервис для прослушивания музыки, где пользователи могут составлять плейлисты любимых песен и видеороликов. Позже в сервис была добавлена механика социальных сетей, чтобы слушатели могли узнать информацию о треке и исполнителях, а также пообщаться с друзьями, не покидая сервис. Пекинский стартап, основанный Уильямом Лей Дин (William Lei Ding), привлек инвестиции от China International Capital Corporation, Hunan TV & Broadcast Intermediary и Shanghai Media Group. По состоянию на апрель 2017-го сервисом пользуются около 400 млн пользователей, которые создали около 600 тыс. плейлистов.

Схожие сервисы: Youtube, Soundcloud, Audiomack, Clyp.it, VK Music, Яндекс.Музыка.

Meituan-Dianping
Год основания: 2003
Сумма инвестиций: $8,3 млрд

Meituan-Dianping — стартап, представляющий собой гибрид сервисов Groupon, Uber Eats и Yelp. Через онлайн-платформу можно заказать еду и продукты, купить одежду и билеты в кино, получить рекомендации, куда сходить. Компания выросла 2015-м году в результате слияния фирм Meituan и Dianping. Объединенная структура входит в топ-5 крупнейших по «капитализации» стартапов мира с оценкой $30 млрд. Ежемесячно платформой пользуются 200 млн человек, пишет Reuters. 
Основной фокус компании сейчас — расширение ассортимента услуг, например в сфере путешествий и шеринга велосипедов. В августе 2017-го компания открыла первый офлайн-магазин, где можно купить бакалею и морепродукты, используя приложение. Компания оказалась привлекательной для инвесторов — осенью Tencent Holdings и Sequoia Capital вложили в нее $4 млрд. Meituan-Dianping намерена разместить акции на Гонконгской фондовой бирже, пишет Reuters.

Схожие сервисы: по разным направлениям конкурирует с Yelp, Groupon, Uber Eats, Delivery Club, Яндекс.Еда.

NIO
Год основания: 2014
Сумма инвестиций: $2,1 млрд

Пекинская компания NIO (ex-NextEV) производит «умные» электрические и автономные автомобили. NIO EP9 — двухместный электрический полноприводный гиперкар стоимостью $1,5 млн. Впервые он был представлен публике в лондонской галерее Saatchi в 2016-м. В апреле 2017-го NIO объявила, что выпустит 10 экземпляров EP9 по предзаказам от покупателей. Параллельно в компании работают над новым электрическим SUV, “начинкой” которого станет цифровой помощник на основе искусственного интеллекта NOMI, способный обучаться и адаптироваться к потребностям и водителя, и пассажира. Стартап NIO был основан Уильямом Ли (William Li), сейчас у компании 24 инвестора, преимущественно из Китая. По сообщениям СМИ, компания готовится провести IPO во второй половине 2018 года.

Схожие сервисы: Tesla, Lucid Motors.

Xiaomi
Год основания: 2010
Сумма инвестиций: $3,4 млрд

Xiaomi — замыкает пятерку крупнейших производителей смартфонов в мире. Свой первый телефон компания выпустила в 2011-м, а спустя три года вышла на объем производства в 60 млн устройств. За последние годы Xiaomi расширила линейку выпускаемой продукции — помимо смартфонов, компания делает ноутбуки, мобильные приложения и устройства для «умного» дома. Некоторое время Xiaomi считался самым дорогим стартапом в мире, но сейчас компания занимает третье место с оценкой $47,5 млрд и уступает только Uber и Didi. В мае стало известно о намерении компании привлечь $10 млрд в ходе первичного публичного размещения акций (IPO) на фондовой бирже Гонконга, сообщило агентство Bloomberg. 
 
Схожие сервисы: Apple, Samsung, Oppo, Huawey.

SenseTime
Год основания: 2014
Сумма инвестиций: $1 млрд

SenseTime — стартап в области искусственного интеллекта, основанный Сяоланом Сюй (Xiaolan Xu). Компания предоставляет услуги распознавания текста, автомобилей и лиц для мобильных финансовых сервисов и компаний по обеспечению безопасности. В 2017-м партнером компании стала корпорация Honda: совместные усилия будут направлены на усовершенствование автономных автомобилей. Разработками китайской компании пользуются госорганы страны — отслеживают и ловят преступников, распознавая их лица на камерах в общественных местах, например в аэропортах и на фестивалях. Пока стартап работает только на китайском рынке. Среди инвесторов SenseTime — Alibaba Group, Qualcomm, Star VC, IDG Capital и Infore Capital.

Схожие сервисы: Affectiva, Amazon Rekognition, PixLab.

Mogujie
Год основания: 2010
Сумма инвестиций: $412 млн

Mogujie — онлайн-продавец одежды, обуви, аксессуаров и косметики с целым набором социальных “фишек”. Компанию основал Чэнь Ци (Chen Qi). Целевая аудитория сервиса — молодые женщины. Помимо самой возможности приобрести товар, пользователи общаются друг с другом, создают фотоколлажи из понравившихся им продуктов. В 2015-м мобильное приложение Mogujie заработало в США и Европе. Сервисом сегодня пользуются 130 млн человек, ежедневная аудитория составляет 8 млн. В числе инвесторов Mogujie пока только местные игроки — HOPU Investment Management Company и Ping An Ventures.
 
Схожие сервисы: Pinterest, Musely, Hintd, Covet Fashion.

Размер инвестиций указан по данным Crunchbase