В октябре прошлого года совместно с коллегами из #tceh организовали выступление Никхила Синха, CBO Coursera на площадке ФРИИ. Профессор Синха — ведущий международный эксперт в области информационных и коммуникационных технологий, с огромным опытом работы в качестве академического и корпоративного руководителя. Он рассказал о глобальных трендах современного образования, как развивается самая известная онлайн-платформа сегодня и что ждет нас в образовательной среде завтра. Сделали резюме его выступления.
Глобальная система образования переживает тектонические сдвиги, и мы являемся свидетелями формирования экосистемы по-настоящему непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Оно становится доступным в любое время и в любом месте, и больше не нужно подстраиваться под чужое расписание и ехать куда-то, чтобы оказаться в учебной аудитории.
Бум на рынке онлайн-образования в мире начался всего несколько лет назад. Первые серьезные инвестиции в отрасль EdTech приходятся на 2012 год, и нынешний флагман отрасли Coursera была участником той самой первой волны стартапов. Сегодня аудитория массовых открытых онлайн-курсов насчитывает десятки миллионов слушателей. При этом доля онлайн-образования от общего объема мирового рынка образования составляет всего 3% и оценивается в $165 млрд.
О контенте и пользователях
Число пользователей Coursera на конец 2017 года превышает 28 млн человек и в последнее время увеличивается примерно на 500 тыс. человек каждый месяц. Почти 150 университетов-партнеров и около 14 компаний предлагают более 2 тысяч курсов, охватывающих более 180 специальностей. Каждый курс рассчитан примерно на 4-6 недель «занятий». Образовательная модель компании строится по схеме: группа из 4-6 курсов объединяется в «специализацию», на ее освоение требуется до полугода, она по сути позволяет получить конкретные профессиональные навыки. А для получения диплома необходимо завершить несколько специализаций. Сегодня Courserа дает возможность стать обладателем 4 полноценных дипломов, к 2020 году их число должно увеличиться до 20. Уникальная составная система позволяет получать образование по нескольким вариантам программ.
Courserа органически растет в России: количество курсов от российских университетов и компаний, как на русском, так и на английском языке, уже составляет около 200. Coursera работает с крупнейшими вузами России, включая ВШЭ (самый активный университет, разработавший уже более 60 курсов), МФТИ, СПбПУ, МИФИ, НГУ, ТГУ, СПбГУ, МГИМО, а также рядом компаний, например, Корпоративным университетом «Сбербанка», Яндексом, компании Google Россия и 2GIS создают курсы на нашей платформе совместно с университетами. И если вузы создают контент в основном по различным научным дисциплинам, то корпорации используют платформу для образования собственных сотрудников, в том числе в регионах. Последнее направление входит в запущенную в августе 2016 года программу Coursera for Business, в которой курсы предоставляются организациям с учетом требуемых навыков.
О бизнесе и инвестициях
По данным «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», в России проникновение онлайн-технологий в образование составляет всего чуть более 1%, однако за ближайшие пять лет показатель должен вырасти более чем в 2 раза и в денежном выражении превысит 50 млрд руб. Российский EdTech прибавляет, по оценкам, 17-25% в год, заметно больше среднемировых 5%. Среди наиболее стремительно растущих компаний сектора — разработчики цифровых образовательных решений, основанных на игровых механиках и симуляции реальных процессов.
Основная аудитория образовательных онлайн-платформ – взрослые, часто платежеспособные люди, которым нужна обновляемая и современная информация и у которых по какой-то причине обычно нет возможности вернуться за парту в традиционный вуз. Они используют онлайн-курсы, чтобы получить знания для своих рабочих обязанностей.
Компании массового дистанционного онлайн-образования имеют в своем распоряжении несколько вариантов монетизации бизнеса. При этом многие платформы, к числу которых принадлежит и Coursera, регулярно экспериментируют с бизнес-моделями. Помимо изначальной оплаты документов о прохождении курсов (платы не за обучение, а за сертификат), а также покупки курса или набора курсов, они вводят ежемесячные подписки, запускают доступные исключительно за деньги программы, работают с корпоративными подписчиками. В сегменте B2B основными моделями монетизации являются подписка на услугу (SaaS) и продажа лицензий.
Coursera активно продвигается в развивающихся странах, в том числе и силами волонтеров. Это физические пространства, в которых можно получить доступ к интернету и пройти обучение на платформе. Качество доступных курсов обеспечивает спрос на продукт и вовлекает пользователей в получение все новых специальностей, в том числе таких, за которые нужно платить. Сегодня стоимость получения полноценного диплома на платформе составляет около $20,000, тогда как в традиционном вузе его цена может достигать $80 000. Кроме того, корпорации используют платформу и ее инфраструктуру для размещения своих собственных курсов, доходы от которых распределяются между авторами и Coursera.
Перспективы
Главный глобальный тренд – это усиление интереса со стороны бизнеса к обучению сотрудников. И онлайн-формат в этом контексте выглядит привлекательным ввиду меньших издержек по сравнению с традиционными нецифровыми курсами. Кроме того, как в мировом, так и в российском масштабе, по оценкам экспертов, максимальным потенциалом роста обладают сегменты дошкольного и школьного образования, изучения иностранных языков, репетиторства. Смешанное обучение (blended learning), сочетающее дистанционные и очные курсы, особенно в высшем и профессиональном образовании, также имеет хорошие перспективы.
Перемены в образовании будут происходить по многим направлениям. С новыми технологиями обучение будет становиться более персонализированным, будет трансформироваться образовательная среда. Использование инструментов виртуальной и дополненной реальности позволит получать знания в новом формате и даже тренировать полученные навыки, например, с помощью виртуальных тренажеров.
Многие российские стартапы в сфере массовых образовательных технологий активно развиваются на внутреннем рынке, но ряд из них уже закрепились на международном. Аналитики отмечают, что после некоторого спада рынок инвестиций в EdTech восстанавливается по мере роста самого рынка онлайн-образования. Суммарно инвестиции в российские образовательные проекты за 2014–2016 гг. составили минимум $16,8 млн. ФРИИ был самым активным инвестором в российском секторе и за эти годы участвовал в 26 из 65 стартап-проектов (40%).
Российский рынок онлайн-образования еще очень маленький, но у него большой потенциал развития. Конечно, конкуренция в сфере образования только усиливается, особенно с развитием онлайн-программ: выходя в интернет, вы начинаете бороться за потребителя с лидирующими мировыми вузами и площадками. Но, как показывает наш опыт, рынок массового дистанционного онлайн-образования позволяет довольно активно масштабировать аудиторию, а спрос на лучшие курсы и программы будет только расти.