Неделю назад стало известно, что телекоммуникационный оператор Verizon покупает основной бизнес Yahoo! за $4,8 миллиарда. Эксперты незамедлительно обвинили руководство интернет-гиганта в некомпетентном менеджменте, а мы вспомнили основные ошибки гендиректора компании Мариссы Майер.


1. Шопоголизм и отсутствие стратегии

В попытке пересмотра стратегии развития компании Марисса Майер начала марафон поглощения всевозможных стартапов. За пару лет Yahoo! приобрела около 40 проектов на сумму $1,3 млрд: некоторые стартапы были куплены ради поглощения идей и перспективных технологий, а другие вскоре оказались закрыты. Так, многообещающий кроссплатформенный планировщик задач Astrid был закрыт уже спустя 90 дней после своей продажи за $2 млн. А самой большой ошибкой менеджмента оказалась покупка блог-платформы Tumblr: актив, купленный Yahoo! за $1,1 млрд., сегодня оценивается лишь в $260 млн.



2. Расточительство и непрактичность

Акционеры надеялись, что новый CEO сконцентрирует свое внимание на развитии поисковой платформы. Но реальность оказалась иной. Контракт с телеведущей за $10 млн. в год? Есть. Вложенные в комедийный сериал Community и телешоу Burning Love, Sin City Saints и Other Space сорок два миллиона долларов? Есть. Бесплатная еда для сотрудников за $108 млн в год? Тоже есть. Уже не говоря о знаменитых корпоративах (например, аренда морга на Хэллоуин обошлась компании в $11 млн).



3. Неэффективный тим-менеджмент

Через год после прихода в Yahoo! Марисса Майер запретила фриланс, а спустя два года уволила больше тысячи сотрудников. Сотням удаленных сотрудников пришлось устраиваться на штатную работу в офис. Кроме того, Майер пренебрежительно относилась к личной жизни сотрудников и, по свидетельству коллег, часто была крайне заносчива и привередлива. Прибавьте к этому тайные (чтобы избежать публичной огласки) увольнения некоторых сотрудников – все это лишь еще больше укрепило параноидальную атмосферу в офисе.

 

4. Тщеславие

Вроде бы парадоксальный эффект: чем активней Марисса Майер пыталась сделать себе репутацию «нового Стива Джобса», тем чаще над ней издевались СМИ. Первоначальные статьи о том, как «новый суперуспешный CEO выведет компанию из тупика» вскоре сменились издевательскими заголовками вроде «Всё, что мы узнали от Мариссы Майер о том, как НЕ надо управлять компанией».


mediacenter_negodyaev.jpg

Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ

Марисса Майер - одна из самых известных женщин на рынке технологий. Когда она стала исполнительным директором Yahoo, все ждали очень разных результатов. С учетом текущей продажи Yahoo компании Verizon стоит сказать, что результаты точно есть. Майер разработала новую стратегию, одними из самых заметных действий в рамках которой можно отметить сокращение расходов и покупку активов.

Покупка активов - один из самых эффективных методов наращивания капитализации бизнеса. В этой стратегии есть только одна проблема и она называется «процесс интеграции купленных активов». К сожалению, большинство компаний, совершающих сделки M&A, впоследствии признают эти сделки неуспешными и списывают инвестиции. Марисса купила 53 бизнеса, потратив от 2,3 до 2,8 млрд. долларов. Часть сделок была направлена на покупку команды, а часть на расширение продуктовой линейки и трафика Yahoo. Как мы видим сейчас интеграция, к сожалению, не удалась.

Сокращение расходов и повышение эффективности – это прекрасная стратегия, если у тебя есть некое видение, куда ты идешь. Если же ты идешь в пропасть, то просто более эффективно и быстро идти туда – не самый лучший способ выживания. Бытует мнение, что либо этого видения не хватило, либо заместители Мариссы провалили исполнения ее задач.

Бесспорный плюс правления Майер заключается в том, что она приняла Yahoo! в тяжелом положении, а в какой-то момент компания и вовсе обладала отрицательной стоимостью – а сейчас продается за $5 млрд. Что, в целом, уже очень хорошо.