Наступление виртуальной реальности — одна из наиболее ярких современных тенденций в мире ИТ. Мы попросили Илью Вигера, заместителя генерального директора компании VE Group, рассказать о самых интересных сегментах этого рынка.


За те 15 лет, что мы работаем на рынке VR,  интерес к ней резко возрос, особенно в последние годы. Сейчас мы наблюдаем взрывной рост технологий шлемов VR и AR, что обусловлено увеличением мощностей и доступностью носимых устройств и компьютеров. На российском рынке появляются новые производители оборудования для работы в виртуальной реальности, разработчики программного обеспечения и приложений, решающих множество задач от образования до строительства.

Сейчас более 90% стартапов в области VR ориентируются на игровую индустрию и индустрию развлечений, потому что такие проекты монетизируются совершенно понятным образом. Но и без игр остается большое количество отраслей, в которых можно совершить настоящий прорыв за счет использования технологий VR. Вот они:

1. Проектирование и инженерные приложения

Прогнозируемый мировой оборот 1,5 млрд $ к 2020 году (здесь и далее — согласно отчету Goldman Sachs от 2016 года)

Технологии VR здесь нужны для разработки решений по  проектированию сложных физических объектов и инженерных задач. В первую очередь, это технологии виртуального прототипирования, которые применяются в авиа-, автомобиле- и судостроении, промышленном строительстве и ГИС. Виртуальное прототипирование дает возможность группе конструкторов, инженеров и заказчиков работать с виртуальной моделью-макетом будущего продукта: тестировать работу конструкции в виртуальном пространстве, выявлять недочеты в проектировании, оценивать эргономику и многое другое, что сокращает количество ошибок и, следовательно, затраты на их устранение на финальной стадии разработки. То есть, оно позволяет фактически использовать гибкий (Agile) подход к проектированию сложных изделий. Так, Ростовская АЭС уже использует подход виртуального прототипирования для отработки плана производства ответственных работ. За рубежом его применяют все ведущие конструкторские бюро и крупные машиностроительные компании. Пока на российском рынке в этой сфере превалирует иностранное ПО, но это направление имеет большие перспективы — предпринимателям точно стоит обратить на него внимание.

2. Здравоохранение

Прогнозируемый мировой оборот 1,2 млрд $ к 2020 году

С помощью виртуальной реальности уже лечат фобии и посттравматические стрессовые расстройства («афганский синдром»), моделируя безопасную и контролируемую виртуальную среду, в которой пациенты могут столкнуться со своими страхами, негативными эмоциями и попробовать их преодолеть.

Тренажеры и симуляторы на основе систем виртуальной реальности позволяют проводить виртуальные операции, отрабатывать и закреплять навыки  без какого-либо риска для реальных пациентов и тем самым снижать количество врачебных ошибок.

Использование трехмерной информации о пациенте (томография, трехмерные данные рентгеновских аппаратов, УЗИ и т.д.) помогает значительно улучшить качество работы медиков, а интерактивные модели и реконструкция органов используются для обучения, проектирования хирургического вмешательства.

3. Военная промышленность

Прогнозируемый мировой оборот 0,5 млрд $ к 2020 году

Подобно многим инновационным технологиям, виртуальная реальность берет свое начало именно в недрах военно-промышленного комплекса и применяется для подготовки военных специалистов в разных странах, в том числе и в России. Так, в военной отрасли уже давно используют виртуальные шлемы для тренировки ведения боевых действий в любой точке мира и любых условиях боя без риска для жизни и здоровья. Симуляция виртуальных военных действий позволяет сократить затраты на полевые испытания и качественно отрабатывать боевые ситуации и оказание первой медицинской помощи. Например, российская компания РСК «МиГ» использует специализированные 3D/VR тренажеры для тренировки пилотами процедур дозаправки в воздухе или посадке на авианосец.

4. Образование и наука

Прогнозируемый мировой оборот 0,3 млрд $ к 2020 году

С помощью виртуальной реальности проводят исследования и эксперименты по лечению фобии в МГУ, визуализируют и анализируют большие объемы инженерных суперкомпьютерных расчетов в Санкт-Петербургском Политехническом Университете, моделируют различные процессы в авиа- и машиностроении в УГАТУ. Кроме того, VR-технологии используются при проведении занятий со студентами для демонстрации внутреннего устройства механизмов и различных технологических процессов, освоения принципов работы с ними, получения наглядных пособий и новых навыков. Применение подобных технологий в образовательном процессе — еще один тренд, который набирает обороты и дает возможность молодым разработчикам проявить себя и создать что-то новое и полезное.

5. Реклама и маркетинг

Отдельно хочется сказать о возможностях VR в сфере рекламы и маркетинга. В первую очередь, технологии виртуальной реальности создают wow-эффект и обеспечивают более детальное погружение пользователя в продукт — вплоть до виртуального тестирования. Для презентаций на выставках, когда экспонат очень большой и его физически невозможно продемонстрировать (турбина электростанции, самолет, судно, здание и т.д.), системы виртуальной реальности являются, пожалуй, единственным подходящим инструментом, который позволяет визуализировать в масштабе 1:1 крупные промышленные экспонаты. На рынке недвижимости уже начинают применять 3D-визуализацию помещений, позволяющую покупателям «побывать» в своих будущих апартаментах и в мельчайших подробностях разглядеть возможные варианты интерьера. 

Еще одна область применения виртуальной реальности  в маркетинге — исследование потребительского поведения. Например, участники фокус-групп ходят по виртуальному магазину, при этом с помощью специальных очков отслеживается направление их взгляда. Таким образом, можно проанализировать, как бегает взгляд потребителя по полкам с товарами, меняя наполнение виртуальной сцены сколько угодно — ведь это всего лишь 3D-модель.