Как бы это банально ни звучало, но все люди разные – начиная с физиологических особенностей и заканчивая психологическими чертами. Поэтому главное правило любых выступлений можно сформулировать так: не надо быть тем, кем ты не являешься. Когда человек пытается изображать Тони Старка, это всегда заметно и выглядит довольно забавно. В конце концов, Тим Кук не копирует Стива Джобса! Будьте собой. Это вы умеете лучше всего.
В остальном, есть несколько основных правил, которые я использую. Вот они.
Глаза
Когда рассказываешь о своем проекте, не надо в панике бегать по залу глазами: в таком случае аудитория не будет чувствовать контакт с выступающим. Но и не стоит выбирать взглядом в зале какого-то одного знакомого и рассказывать презентацию, глядя исключительно на него. Я придерживаюсь золотой середины: ненадолго фиксирую взгляд на отдельных людях в разных частях аудитории. Если выступающий на короткое время концентрируется на конкретном человеке, то сидящие рядом с ним люди думают, что он смотрит именно на них. Переводя, таким образом, внимание на слушателей в разных частях зала, можно вовлечь в своё выступление максимум аудитории.
Корпус
Нельзя оборачиваться к людям спиной. Это базовое правило! Если за вашей спиной находится презентация – не смотрите на неё. Просто забудьте.
Движение на сцене
Есть два основных подхода: можно стоять на месте, а можно двигаться. Если стоять, то либо по центру сцены (если экран большой и ты не загораживаешь презентацию), либо где-то сбоку. При этом позиция должна быть уверенная, без лишних дерганий.
Я же предпочитаю двигаться по сцене, если её размеры позволяют - и при этом смотреть в зал. По-хорошему, лучше ходить тогда, когда это необходимо с точки зрения презентации. То есть, ты рассказываешь какую-то историю, описываешь путь человека – и дополнительно иллюстрируешь его своими шагами.
Очень здорово, когда надо описать какую-то структуру (например, бизнес-процессы), дополнительно выделять смысловые блоки и фиксировать их своим местоположением. Людям надо создать в пространстве место, где они смогли бы визуально хранить полученную информацию. Выступающий должен структурировать тот набор текста, который он произносит.
Не забудьте отрепетировать свои движения перед зеркалом. И да, никаких переминаний с ноги на ногу: это сразу раскроет вашу неуверенность.
Жестикуляция
Есть люди, которые постоянно размахивают руками просто так, без особого повода. Это нормально, но на сцене любой жест становится синонимом какого-то слова, то есть, должен нести смысл. Многие люди по своей природе визуалы, и если ты своей жестикуляцией создаешь на сцене хаос, твои слова начнут разлетаться по аудитории – и публике будет трудно уловить смысл.
Поэтому жесты должны структурировать произнесенную информацию, выделять смысловые блоки. Структуру очень хорошо показывать руками, направление движения (например, ход развития бизнеса), масштаб.
Начинающие ораторы, которым ещё только предстоит справиться со страхом публичных выступлений, желательно фиксироваться на одном месте, но при этом не стоять, как истукан. Если вы не будете двигаться, то превратитесь в говорящую голову. Тело должно быть вовлечено в рассказ, жестикуляция добавит динамики в презентацию.
Сохраняем спокойствие
Есть несколько признаков, выдающих в выступающем человека нервничающего. Во-первых, если человек волнуется, то он переминается с ноги на ногу. Во-вторых, пытается найти на сцене укрытие - прячется за стойку, крутит головой в поисках выхода, уходит вглубь сцены, прыгает взглядом по залу или смотрит в пол, оборачивается к презентации в поисках поддержки. Но если вы читаете с презентации, значит, не знаете того, о чем рассказываете.
Один-на-один
Как вести себя, если удалось встретиться с потенциальным инвестором наедине? Многие авторы всевозможных пособий по домашнему НЛП советуют «отзеркаливать» собеседника – делать всё то же самое, что и он. Мол, это способствует установлению между вами эмоционального контакта. На самом деле, если человек осознанно пытается «зеркалить» собеседника, это сразу видно. Вас легко раскроют. Не надо так делать. Просто будьте уверены в том, что рассказываете инвестору – и тело будет вести себя соответствующим образом. Потому что физика подчиняется психике, а психика – физике.
Именно поэтому наивно предполагать, что у тебя получится контролировать себя в процессе вранья. Если ты врёшь, тело будет говорить за тебя: это косвенный канал коммуникации, который могут контролировать только очень опытные спикеры. Всевозможные почесывания головы и носа, ног, лица – всё это выдаёт неуверенность, как будто ты не знаешь своего материала. Или не знаешь цели своего выступления. Это, кстати, важно: понимать, для чего ты выступаешь.
Сидим на сцене
Если человек сидит, положив руку на ногу и занимая таким образом определенную территорию, значит, он ищет сзади опору и немного закрывается от аудитории. Обычно так делают, когда ждут своей очереди. Я сам этой позой иногда грешу.
Но иногда выступающие в ожидании своей очереди начинают копаться в смартфонах, и это не очень хорошо: в таком случае аудитория отвлекается от главного выступающего. Другие его не слушают – а почему я должен это делать?
Поза, в которой человек сидит на сцене, откинувшись назад и раскинув руки, символизирует его важность: «смотрите, какой я большой, это всё моя территория». Не самый хороший образ.
В идеале, поза сидящего человека должна быть уверенной и вовлеченной в текущий разговор, открытая к аудитории и к собеседникам. Если спикеру нужна опора, можно облокотиться назад – но при этом поза должна свидетельствовать о его вовлечении в дискуссию и открытости.
И снова о руках
Когда руки скрещены, значит, человек чего-то опасается или избегает – и ставит барьер межу собой и аудиторией/собеседником. Сцепленные пальцы помогают лучше контролировать себя, а сомкнутые пальцы (руки «домиком») – это просто дополнительный инструмент фокусировки для размышления. Ладони на коленях – просто хороша я открытая позиция, позволяющая вести диалог.