Пару недель назад ФРИИ и «Яндекс» объявили о запуске программы совместной акселерации для стартапов. Вскоре после этого директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов выступил во ФРИИ Сити Холле и рассказал, какие технологи нужны компании, и для чего.

Попытаюсь рассказать, зачем всё это нужно «Яндексу» и что мы от этого сотрудничества хотим.

Небольшое вводное слово. «Яндекс» - компания очень большая и уже довольно взрослая, одна из восьми публичных IT-компаний на территории России. Компания, совершенно не умеющая работать с небольшими командами с сумасшедшими идеями.

У всех IT-компаний внутри очень токсичная обстановка: это значит, что каждая концепция, любая идея, каждое действие подлежит очень жесткой критике. Большие корпорации существовать по-другому просто не могут.

Этот подход полностью противоположен тому, как работают стартапы. Поэтому мы для себя очень давно поняли, что маленькие компании - особенно на стадии быстрого роста, только начавшие расти – мы просто не покупаем и стараемся по максимуму не навредить. И в какой-то момент приняли решение, что нужно работать с акселераторами: потому что команды уже в состоянии вырасти до состоянии бизнеса, а мы можем с большой вероятностью убить их своей критикой - с нашими подходами и желанием получить результат уже сегодня, а не послезавтра.

У «Яндекса» есть очень хорошая формулировка о том, какими продуктами мы занимаемся. Так вот: мы сейчас занимаемся продуктами, которые решают сегодняшние, возникающие прямо сейчас, ежедневно, задачи пользователя. В идеале – несколько раз в день.

bakunov_frii_featured04.jpg

Кто знает, что такое «Тест зубной щетки?» Зубная щетка - уникальный продукт, который человек использует в среднем два раза в день. Вот если вашим продуктом пользуются чаще, чем два раза в день – он у вас замечательный. Вот мы стараемся делать и ищем именно такие вещи, которыми хотелось бы пользоваться хотя бы пару раз в день - решающие реальные повседневные задачи конкретных пользователей. Мы ищем команды, которые в состоянии это делать, а также команды, разрабатывающие технологии, на базе которых можно построить такие продукты, и т.п.

Я чуть подробней об этом расскажу.

Есть такая большая проблема у всего человечества: мы исчерпали текущую поисковую парадигму. В том смысле, что люди по-прежнему много ищут в интернете. Там очень много информации, и всюду положить закладки невозможно. Люди по-прежнему испытывают потребность в свежей актуальной информации - и для всего этого современные поисковики подходят. Но на самом деле в поисковых системах не происходит не то что революционного скачка, но и даже постепенной эволюции. Есть лишь много разных попыток двигаться вперёд. Их делаем и мы. Googlе и Yahoo что-то пытались делать в этой области, но  глобально ничего не произошло.

Вот люди как входили в поиск и видели там 10 зеленых или голубых ссылок, так по прежнему с ними и живут. Поэтому нам интересны любые проекты, связанные с изменением или улучшением текущих представлений интернет-поиска. Причем улучшающие не только форму подачи визуально, но и смысловую нагрузку, которую вы от поиска получаете. Мы готовы не только их брать и критиковать, но и проводить с вами эксперименты в этой области, и показывать, почему эта конкретная идея не работает. Мы готовы давать внятный фидбек, помогать с данными, еще с чем-то. Главное – нужны команды, которые в состоянии работать с такими гипотезами. Работать самостоятельно, извлекать из результатов этой работы какой-то смысл и приносить пользу конкретным людям.

В идеале это должен быть небольшой проект, который не требует глобальной всемирной индексации интернета, но при этом хоть как-то живет с текущими данными.

bakunov_frii_featured03.jpg

Последний такой проект, который я видел, был создан ребятами, которые внаглую получили базу данных Foursquare и пытались вычленить интересные места, в которых ты чаще всего бываешь и не знаешь о новых открывшихся заведениях.

Очевидно, что «Яндекс» работает с очень большими объемами данных, и большие данные – тема очень широкая. На самом деле мы ищем команды, которые способны придумывать интересные штуки, основанные на анализе Big Data.

В качестве примера. Я сейчас общался с очень интересной командой, которая первое, что сделала - встроилась в большое количество чужих программ. Они предоставили библиотеку, которая позволяет собирать данные о геолокации пользователя, и эти данные себя аккумулируют, а затем отдают их обратно разработчику программы. Но это ещё не всё: дальше они делают одну интересную штуку.

Они предсказывают по поведению человека (данным с акселерометра, GPS и др.), когда он спускается на лифте вниз или вот идет по улице. И на этом они выстроили сервис для парковок. То есть, они знают, когда человек припарковался, а главное – когда идёт к своему парковочному месту обратно. И, по сути, предсказывают, в каких местах скоро освободятся парковочные места.

Конечно же, «Яндексу» интересна такая команда и страшно интересны ребята, которые умеют такие предсказания делать. Причем очевидно, что нам не интересен продукт в таком виде, в каком он есть, но мы в состоянии подсказать им вектор развития, чтобы со временем прийти к состоянию, когда стратегический инвестор в лице «Яндекса» или другой компании их захочет купить или, как минимум, хорошо проинвестировать.

Вообще, мне кажется, многие стартаперы не очень понимают ситуацию, когда стратегический инвестор подсказывает, что нужно сделать для повышения его интереса к вам. На самом деле, у большинства ИТ-компаний нет дефицита в идеях. У нас есть большая проблема с талантливыми и желающими что-то сделать людьми. Поэтому когда я смотрю на команду, которая строит это парковочное приложение, то вижу в нём не гениальное воплощение какой-то простой концепции парковки, а талантливых людей, которые сделали действительно интересный продукт. А это значит, что они могут сделать ещё более интересный продукт. Именно так обычно и размышляет стратегический инвестор. Большая часть проектов, которые вы деалете, для них слишком маленькие. Поэтому такие инвесторы и говорят: «двигайтесь в этом направлении, а когда вырастете, мы вас купим».

FRII3997.jpg

Понятно, что всё, связанное с обработкой больших данных, дорого – особенно для стартапа. Поэтому «Яндекс» здесь морально готов, если увидит свой интерес в вашем проекте, предоставлять свои аппаратные ресурсы, помогать консультациями по оптимизации. Сейчас купить несколько серверов все-таки дорого.

Всё, что связано с обработкой геолокационных данных и получением новых – тоже нам очень интересно. В первую очередь потому, что геосигнал – это тот сигнал, с которым человечество научилось работать хуже всего. Ведь тот сигнал, который у нас есть, очень разрозненный.

Хороший пример – Foursquare. Но сам по себе Foursquare никому сейчас не интересен: ребята строят продукт, который имеет остросоциальную направленность, но при этом не максимизирует количество получаемых данных. А во всех таких сервисах обычно интересны две вещи:

- как набрать побольше данных

- как их монетизировать

Монетизация геосервисов – вообще тема очень широкая. Пока человечество не придумало ни одного способа эффективно зарабатывать на геолокационных данных. Но мы все надеемся такой способ открыть. Поэтому в области геосервисов интересны две вещи: максимизация количества собираемых данных и новые идеи о том, как эти данные применить для получения прибыли.

Наверное, самый грустный пример неполучения прибыли в таком случае – это «Яндекс.Навигатор». Даже несмотря на то, что это самое популярное приложение не только в России, но и в некоторых других странах. Например, в Турции мы организовали поисковик, очень популярный, но поисковый бизнес мы там прирастили всего лишь до 8%.

То, что сейчас называется shared economy – тема достаточно большая, и если у вас есть какие-то светлые идеи или концепции по работе с ней, то нужно приходить к нам. Важно понимать, что в случае с проектами из области shared economy надо много работать над бизнес-моделью, эта работа очень тяжелая. Нельзя просто прийти и сказать «я придумал концепцию, давайте я буду сдавать в аренду свою стиральную машину» - эта гипотеза требует хорошего обоснования и доказательства. Насколько люди готовы часто стирать в чужой стиральной машине? Какова цена этой услуги с учетом того, что электричество в нашей стране недешево для конечного потребителя?

bakunov_frii_05.jpg

Та же история и с рекламными сервисами. Эта тема бесконечная, причем начал ее раскачивать Amazon. Нас здесь интересуют рекомендательные системы, которые автоматизируются и обладают сильными, оригинальными критическими идеями. Самая сильная реализация рекомендаций за последние много лет – это идея «С этим продуктом также покупают…», запатентованная Amazon. Если у вас есть такие же концепты и вы можете убедительно доказать, что они работают – приходите и попробуем вырастить из этого какой-нибудь бизнес.

Теперь про рекламу. Если вы обратили внимание, то последние 2-3 года весь мир пытается избавиться от рекламы. На самом деле этого не происходит. Мы подталкиваем мир к тому, чтобы в рекламе произошла революция. С переходом от той модели, когда вам что-то навязывают, к тому, что вам будут чем-то помогать. Человечество либо пытается вернуться обратно к состоянию первобытных рекомендаций (что на самом деле плохо), либо прийти к тому состоянию, кода вам будет по определению становиться лучше от того, что вам это прорекламировали. В этой области мы пытаемся отыскать новые концепции, но все интересное связано с новым форматами рекламы.

Здесь есть два направления: первое – очевидное (как улучшать e-commerce), второе – геосервисы. Нет ни одного геосервиса, который бы приносил деньги за счет рекламы. И «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.карты» не приносят дохода. Оба сервиса расходные, и на них мы никак не зарабатываем.

Также мы ищем новые сценарии того, как использовать мобильные устройства. Все классические сценарии пришли к нам с десктопа – мессенджеры, карты, поиски. А вот хороший пример инновационного использования мобильных устройств – это Snapchat. Разработчики придумали уникальный способ передачи контента, рассчитанный на молодежь, в результате больше всего трафика в США генерирует именно Snapchat. Если у вас есть что-то свежее в этой области, попробуйте это развивать. В этом случае вам нужен акселератор для своего развития даже сильнее, чем в предыдущих случаях, вместе взятых.


Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий