Тем, кто задумывается о запуске своего стартапа, но никак не может на это решиться, я могу сказать, что все пути пока открыты. Успешный бизнес можно начать сегодня же, это реалистично. В России, да и в мире, полно пустых ниш с дешевым входом. Есть много стартапов, которые были запущены на коленке, а идеи для них были подсказаны какими-то аналогами. Долгое время работая со стартапами, я сделал три важных вывода, которые могут оказаться полезными в запуске успешного бизнеса.

Совет №1: Делай!

Главное, что отличает любой успешный стартап от неуспешного, состоит в том, что основатель что-то делает. Если сидеть и ничего не делать, то ничего и не будет происходить. Это даже важнее, чем думать. Если посмотреть на список единорогов (компаний с оценкой больше $1 млрд) за 2018 года, то примерно каждый второй реализует тривиальнейшую идею.

Вот несколько примеров. Oyo Rooms – индийская сеть для гостиниц, помогающая организовать интернет-маркетинг и привлекать клиентов. DoorDash – сервис доставки еды из ресторанов, не побоявшийся запуститься, когда рынок доставки уже переходил в зрелую стадию, и доказал свою прибыльность. Meicai – китайский маркетплейс, который за маржу облегчает ресторанам и фермерам закупки и продажи. AiHuishou – сервис по покупке и перепродаже с наценкой подержанных телефонов. PolicyBazaar – маркетплейс страховок.

Каждый из этих проектов уже стоит более $1 млрд и был запущен недавно. При этом в России нет даже их клонов, за исключением доставки еды, которая на нашем рынке уже стала высококонкурентным бизнесом, где борьбу ведут Delivery Club, Yandex, другие сети. Есть зачатки аналогов PolicyBazaar и AiHuishou и совершенно нет аналогов Oyo Rooms и Meicai. Любой из этих проектов можно запустить хоть завтра. Тем не менее, единорогов в России рождается довольно мало, потому что у нас мало что делается.

Совет №2: Думай о бизнесе, а не о коде

Людей часто пугает технологическая сложность. Основатель боится, что без специальных знаний в области искусственного интеллекта, машинного обучения и так далее, он не сможет реализовать идею. Но технологии зачастую не играют существенной роли в успехе бизнеса, именно так обстоят дела у единорогов, приведенных в качестве примеров выше. Они не используют никаких космических технологий, и не в них состоит суть бизнеса, особенно на старте. Запускаться можно не будучи программистом и ничего в этом не понимая. Многие говорят о том, что успешные компании зачастую создают именно программисты – Гейтс, Цукерберг, Брин и т.д. Однако, на это можно взглянуть по-другому: программистами стремятся стать многие умные люди, это интеллектуальная и модная профессия с большим количеством математики. И одновременно умных тянет к успеху, возможно, дело именно в этом.

Даже когда бизнес уже большой, IT не определяет конкуренцию. Так, Яндекс.Такси со своими сложными алгоритмами, над которыми работают сотни программистов, конкурирует с такси «Максим», которые далеко не такие технологичные. При этом конкурируют они ценовой политикой, а не улучшением технологий. Даже самые новые технологии, которые только появились, не решают успех бизнеса. Если кому-то интересно глубже погрузиться в эту тему, я советую обратить внимание на книгу Николаса Карра «Does IT Matter?».

Совет №3: Берите только правильные инвестиции

Правильные инвестиции – это инвестиции, полученные в правильное время, от правильных инвесторов, в правильном размере. Надо помнить, что брать деньги – это сложно, вы берете на себя много рисков, когда берете инвестиции. Это должен быть очень осознанный шаг и выбор, сколько, когда и от кого. Естественное желание основателя – получить как можно больше инвестиций для роста, и это желание подстегивается сложностью их получения.

Пример Яндекса хорошо показывает, что большие вложения позволяют побеждать на рынке конкурентов, у которых мало денег. Однако слишком большие инвестиции могут оказаться губительными для компании. Очень ярким примером этого является история американской компании Beepi. В начале своего развития ей удалось получить инвестиции в $150 млн при оценке в $500 млн, гораздо выше справедливой. Когда деньги заканчивались, основатели пошли за новым раундом. Разумная оценка к тому времени выросла, скажем, до $200 млн, а основатели хотели $1 млрд, и попытка закончилась неудачей. Основатели решили понизить ставку, что насторожило инвесторов и в итоге завело переговоры в тупик. Компания не выжила, и все потому, что основатели изначально взяли слишком большие инвестиции при слишком высокой оценке.

Еще один хороший пример – история американской компании Blue Apron (аналог российской «Шефмаркет»), которая доставляет наборы для самостоятельной готовки по рецептам. Аудитория была относительно небольшая, но компания росла в своей целевой нише и привлекла очередные инвестиции при довольно большой оценке в $2 млрд. Инвесторы решили, что при такой оценке нужно расширять целевой рынок, рассказав всем американцам об услуге, предлагаемой Blue Apron, и устроив агрессивную рекламную и маркетинговую кампанию. Так, компания стала привлекать большое количество некачественных клиентов, которые, вдохновленные навязчивой рекламой, пробовали услугу, но не возвращались за ней вновь, поскольку не нуждались в таком сервисе. При этом прибыльность и экономика бизнеса падали, потому что огромные средства тратились на рекламу. Компания показывала формальный рост, поскольку увеличивалось количество пробных пользователей. Чтобы поддержать темпы роста, Blue Apron давала все больше рекламы и получала все более некачественных пользователей, которые уходили еще быстрее. В итоге, Blue Apron провела IPO, но собрала лишь $600 млн. Инвестор, который пришел не с тем пониманием рынка и повлиял на политику компании, очень навредил этому бизнесу.

Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group, автор и основатель телеграм-канала «Стартап дня».