Слезы, накал страстей, нецензурная брань, скандалы и выяснение отношений... Все это пало жертвой самоцензуры зимой минувшего года, когда мы вместе с коллегами из ресурса VC.ru делали спецпроектоб акселерации наших портфельных стартапов. Мы, сидя в пиар-отделе, и подумать не могли, что акселератор - это не просто метрики, «касдев», «биздев» и трекшн-митинги по выходным. Но и эмоции, драмы и переживания: все это пронизывает не только домашний быт, но и коворкинги с переговорками. Мы задумывали проект на VC.ru как рассказ о нашем акселераторе: объяснение того, почему это не таинственный «черный ящик», а понятный инструмент быстрого развития бизнеса для стартапа. Но невольно заметили, что это еще и история про то, что значит быть предпринимателем в принципе.
Поэтому когда к нам пришли коллеги с СТС Love с предложением стать партнером в телешоу про стартапы и помочь с поиском предпринимателей со всех уголков России, мы были готовы. Поначалу дискуссия была непростой: мы потратили многие часы, чтобы удостовериться, что наши будущие партнеры не строят новый «Дом-2». На протяжении многих лет у телесмотрения было три могучих драйвера, объясняла нам генпродюсер СТС Love Лика Бланк: борьба за успех и деньги, стремление к славе и интерес к построению отношений. Наблюдения телевизионщиков показывают, что в последние годы фактор успеха и денег заметно ослабел. Поэтому шоу о механике успеха стартапа и его генезисе вряд ли взлетит. Но и быть предпринимателем - это больше, чем просто биться за метрики бизнеса. Это и ответственность за людей, и тяжелая пахота в режиме 24 на 7, и нравственный выбор, и еще много чего, о чем никто не знает лучше, чем ребята в нашем акселераторе. Когда мы рассказали коллегам из СТС Love о том, как устроена жизнь стартапера, они тотчас же сказали, что в ней «заложены» все драйверы телесмотрения. Вопрос лишь в том, как рассказать об этом интересно, но честно.
Хоть погоня за деньгами - уже не главный драйвер для зрителя, деньги как мотиватор все еще много значат для героя, который жертвует на время свою жизнь публике. Коллеги из СТС Love спросили: а что может получить лучший предприниматель? Дадим ли приз? Нет, только инвестиции, ответили мы. Никаких призов или грантов, ибо они развращают и ни к чему не обязывают. Только отдав долю в собственном детище, предприниматель осознает значимость истории и ощущает, что у него появился новый партнер по развитию бизнеса. Этот ответ определил всю дальнейшую логику шоу. У нас был в запасе вариант помочь СТС Love «симулировать» жизнь стартапов взамен реальной акселерации, ведь тогда строить картинку и драму для телевизора будет проще. И героев можно выбрать на любой вкус. Но такой стартап не получил бы ничего кроме славы от канала.
Оказалось, что этот сценарий не нравится ни нам, ни СТС Love. Только реальная жизнь, только хардкор! Поэтому в шоу попадут только реальные предприниматели и настоящие стартапы, которые сумеют пройти в новый набор акселератора ФРИИ. У самых талантливых и успешных из них за три месяца акселерации будет шанс «добежать» до следующего раунда размером до 25 млн рублей. Это и станет для них лучшим призом. И никаких специальных подарков от ФРИИ или СТС Love. Странно, что в СМИ откуда-то появилась утка про приз...
Зачем вообще мы вписались во все это? Посмотрите на Долину. Она буквально «светится» героями стартаперского движения: причем, не только звездами маститых «единорогов», но и просто молодежью. Подрастающими героями. Свое реалити-шоу на ТВ есть у 500 Startups - называется Bazillion Dollar Club. Шоу про стартапы есть и в Сингапуре (Start-UP), да такое популярное, что идет уже третий сезон. Нужно ли удивляться, что в передовых странах предпринимателем хочет стать каждый пятый-десятый человек, а у нас в стране - максимум каждый тридцатый? Нам видится тут некоторая связь с тем, что в России телевизор «не любит» героев-предпринимателей. Чего уж там лукавить: телеканал принудительно вырезает из любых кадров имена и фамилии героев, названия их компаний - все, подчистую! Считается, что за любое упоминание надо платить! Трудно заразиться идеей своего дела, даже в интернете, где это сейчас заметно проще, когда перед глазами нет ярких примеров, и даже редкие герои выглядят как «Петя, основатель стартапа и изобретатель вечной флешки». А ведь СМИ могут внести немалый вклад как в популярность проекта, так и в имя его основателя. Неслучайно Олег Тиньков называет все проекты своим именем: его могут не любить, но продукт под «именным» брендом, рассказывает он, разлетается на ура. Мы не смогли отказать СТС Love, когда нам дали возможность попробовать исправить положение.
Что же делать тем, кто хочет попасть на ТВ? Первый шаг - пройти в акселератор ФРИИ. Без какого-либо снисхождения или поблажек - доказать жизнеспособность своего проекта. Поэтому и нет никакой специальной формы регистрации или сбора заявок, только стандартная форма по ссылке. И критерии отбора общие для всех. Среди тех, кто «победит» наших отборщиков, коллеги из СТС Love выберут своих героев. Дерзайте!
Похожие статьи
-
Фонд 11 апреля 2016