Алексей Смирнов, директор по инновациям IT-компании КРОК, рассказал на конференции«Акселератора ФРИИ» «От исполнителей к внутренним предпринимателям» о том, как трекеры помогают сотрудникам и бизнесу меняться и расти и как за два года сотрудники компании провели более 40 инициатив по трансформации бизнеса и каких результатов достигли. Мы подготовили конспект выступления Алексея.

В классическом понимании трекер играет роль независимого члена совета директоров. Он со стороны наблюдает за бизнесом, пытается подтолкнуть компанию бежать быстрее, контролируя ее извне. Но можно иначе воспринимать трекера — как бизнес-партнера, который погружается в работу. 

Трекеры, в первую очередь, нужны для развития нового продукта или бизнеса, перестройки внутренних процессов. Проходя этот путь вместе, они заряжают людей знаниями и энергией. Трекеры заодно с остальными членами команды. Такой подход позволяет изменить отношения ко всем переменам внутри бизнеса.

В КРОК трекеры постоянно погружены в работу команды и помогают своей экспертизой, коучингом, советом, действиями.

Почему трекеров не любят и как это исправить

Вначале команда, к которой присоединяется трекер, относится к нему настороженно и даже негативно. Его не любят, потому что это тот человек, который тебя «выпинывает» из зоны комфорта и говорит: «Иди! Иди поговори с клиентом! Позвони ему!». Этот человек делает так, чтобы все начали работать быстрее, лучше, эффективнее. 

Если перегнуть палку и жестко работать с людьми, это вызывает отторжение. Нельзя требовать от сотрудника невозможного, если у него нет достаточного уровня компетенций. 

Сотрудник должен видеть, что трекер ему полезен: «Ты боишься звонить клиенту? Давай я с тобой позвоню, давай вместе поговорим». Он показывает, что это вообще не страшно, это можно сделать, и на примере объясняет, как сделать проще. 

Потом: «О, у тебя такой продукт, я знаю коллегу в другой компании, он делает нечто похожее, давай я вас познакомлю, сведу вместе». Сотрудник видит, что трекер — не враг, ничего не забирает и не требует невозможного, а наоборот, он партнер и помощник. Привносит экспертизу, связи, свой опыт в общий проект.

Что должен уметь трекер 

Для трекера важны такие компетенции, как системное мышление, активное слушание, наставничество, умение общаться с разными людьми, насмотренность. Если человек не умеет думать системно — раскладывать вещи на мельчайшие детали, а затем собирать их обратно, то с трекингом он не справится. 

Не менее важна работа с людьми и их проблемами — взаимодействие с другими занимает 90% работы трекера. А наличие опыта и широкого кругозора убережет от похожих «граблей» в разных проектах. 

Плюс к этому хорошо обладать и несколькими hard skills из списка: разработка, продажи, работа с командой, маркетинг, исследование рынка, бизнес-модели, управление продуктом. Это позволит трекеру выявлять и устранять узкие места в проектах самостоятельно.

Задачи трекеров:

  1. Развитие компетенций лидера и команды

  2. Поддержка при целеполагании и планировании

  3. Помощь в фокусировке и приоритезации

Не следует забывать и про совместимость трекера с командой, нужно убедиться, что люди слышат друг друга, понимают, с готовностью взаимодействуют. Конечно, трекера можно поменять, но если проблема в разных ожиданиях, тогда достаточно собраться, все прояснить и уладить конфликт. 

Откуда берутся трекеры

Где брать трекера? Внутри команды или на рынке. Внешний трекер или внутренний, в целом — все равно. Важно смотреть на компетенцию, на те знания, умения, которые нужны командам в каждый конкретный момент. Если понятно, что изнутри компетенцию не удается закрыть, то стоит взять кого-то на рынке. 

В целом, в компании может быть концепт про все ресурсы, про всех людей — сотрудников, партнеров, субподрядчиков, независимых экспертов, что все они вместе — некая экосистема. И особого разграничения «наш – не наш» не будет.

Недостаточно найти подходящего человека и назначить его трекером. Его нужно развивать и не только стандартным обучением, но и наставничеством. Это могут быть еженедельные встречи для синхронизации и обмена опытом с кейсами, фейлами, рекомендациями. Полезны супервизии, интервизии — индивидуальный или совместный разбор проблем и ситуаций каждого трекера в компании.

Как и когда работают трекеры

Подключить трекера можно практически на любой стадии развития продукта — от сбора новых идей до глобальной трансформации бизнеса. К примеру, применять трекинг удобно при разработке нового продукта, при переходе в режим «бережливого производства», для повышения эффективности на отдельно взятом участке работы или для роста прибыли на предприятии в целом.

Пять уровней работы трекеров:

  1. Идея

  2. Продуктовая гипотеза

  3. Первые продажи

  4. Портфель продуктов/направление бизнеса

  5. Трансформация бизнеса

На разных уровнях проекта и компании у трекера разные задачи и методы. Мы разберем их в нашей следующей статье.