1 ноября на площадке ФРИИ состоялась конференция «Corporate Innovation Day» — первый день открытых дверей для корпораций. Больше 400 человек посетило конференцию, на сцене которой представители крупнейших российских и международных корпораций поделились актуальными практиками и инструментами, работы с инновациям и стартапами. М.Видео, «Почта России», «Леруа Мерлен», МТС, МегаФон, Сбербанк, ВТБ, «Банк Санкт-Петербург», «Кировский завод», «Ростелеком» и другие организации, у которых уже есть успешный опыт развития инновационной культуры внутри компании, рассказали как и зачем корпорации работать с IT-предпринимателями.

Кроме деловой программы, гости конференции приняли участие в мастер-классах ведущих экспертов ФРИИ и обсудили такие темы, как оценка и отбор стартап-проектов, трекинг и секреты применения технологии Customer Development. В формате закрытой питч-сессии представители бизнеса пообщались с быстрорастущими стартапам поздней стадии, разрабатывающими решения в сфере управления персоналом и маркетинга.

С чем же связан такой ажиотаж вокруг инноваций? Дмитрий Калаев, директор «Акселератора ФРИИ» выделил три тренда, которые объясняют высокий интерес к этой области: во-первых, люди стали более восприимчивыми к инновациям, стали быстрее их «впитывать» и покупать. Если в прошлом людям требовались годы и десятилетия, чтобы новый продукт вошел в обиход, то сейчас такой процесс привыкания занимает считанные дни. Во-вторых, происходит так называемое «увеличение мощности» в пересчете на доллар. Простой пример: компьютеры могут распознать черты лица лучше, чем человек. Так, технологические изменения во всех отраслях происходят очень быстро. И наконец, людям необходимо подстраиваться под эти условия, иначе можно потерять рынок. Все переходит в онлайн, инновации просто «вынуждают» идти в ногу со временем, и если в какой-то момент компания остается на месте, технологии просто «схлопывают» бизнес, предоставляя потребителю более развитые и удобные сервисы.

Дмитрий Калаев видит два варианта развития событий в условиях быстро развивающегося рынка: «Например, начинать внедрять их в ваш бизнес или даже покупать: то есть смотреть те стартапы, те технологии, которые в вашей сфере деятельности начинают нарушать традиционно устоявшееся состояние дел и инвестировать в них. Иначе вам придется наблюдать как они поедают ваш пирог, который сейчас является основным источником дохода  для компании».

Как только корпорация понимает необходимость развития инновационной культуры, возникает вопрос «как»: как перейти от состояния «мы хотим работать со стартапами» до «инновации  — часть ежедневного успеха нашего бизнеса»? Калаев отметил несколько важных составляющих успешной работы с инновациями. Без поддержки «сверху», воли первого лица, шанс на эффект минимален. Команда, внедряющая новые решения — должна быть командой людей с горящими глазами, у вдохновленных идеей людей всегда есть план B. Нельзя заставлять людей делать инновации, но можно их мотивировать: если культура инноваций внутри компаний развивается, люди начнут сами интересоваться и искать подходы к внедрению технологий.


Максим Лысенков, директор по развитию Hot WiFi во время питч-сесси стартапов b2b

На панельной дискуссии представители корпораций МТС, Сбербанк, «Леруа Мерлен», «Кировский завод», и Банк ВТБ обсудили как корпоративный акселератор может помочь крупному бизнесу и поделились кейсами из собственного опыта.

Оксана Петрова, руководитель направления акселерации Центра робототехники Сбербанка, рассказала, что цель его создания — взглянуть на партнеров и не упустить «золотую жилу», внедрив ее в свою деятельность. Разделяя позицию Оксаны, Евгений Нелепко, руководитель проектов по трансформации бизнеса «Леруа Мерлен» добавил, чтобы не отстать от рынка, необходимо меняться вместе с рынком. По словам Нелепко, именно поэтому «Леруа Мерлен» работает с сотрудниками компании. Клиенты ритейлера требуют немного больше, и в компании посчитали, что дать им то самое «больше» можно с помощью корпоративного акселератора.

В процессе обсуждения участники сошлись во мнении, что корпоративный акселератор  — это связь с инновациями и важное направления развития корпорации, которой важно идти вперед, а также мотивация к покупке для потенциальных клиентов.

В беседе на тему, какие инструменты по работе с инновациями используют крупные компании, Анна Кеуш, менеджер акселерационных программ Инкубатора «Лаборатории Касперского» подчеркнула, кроме механизмов работы внутренней и внешней воронки, важна вера в самого человека, те самые «горящие глаза»: ведь у него может родится именно та идея, которая перевернет рынок. Инкубатор в «Лаборатории Касперского» существует уже три года и за эти три года компания открыла для себя модель внутреннего предпринимательства. Воронка компании — это возможность как для сотрудников, так и для внешних инноваторов, что очень важно, подчеркнула Кеуш. Зачастую стартапы не получают финансирование на стадии идеи, а «Лаборатория Касперского» как раз работает на этой стадии, когда еще ничего нет. В компании больше верят не в идею, а в человека. Мы видим, что человек готов меняться и реализовывать эту идею, делать ее успешной совместно с нами, отметила Кеуш.

Коллеги пришли к выводу, что самый тяжело преодолимый барьер в работе с инновациями и стартап-проектами — отсутствие релевантных механизмов работы у самих корпораций.

Важно отметить, что такое мероприятие впервые проводилось во ФРИИ: ранее встречи были ориентированы в большей степени на стартапы, а не на корпорации. Такой формат был тепло воспринят гостями конференции, каждый смог поделиться опытом и почерпнуть полезные материалы для своего бизнеса.

>>> Видео «Corporate Innovation Day»: выступления экспертов и дискуссии участников

3 декабря стартует двухдневный интенсивный курс «Стартапы для бизнеса» от ФРИИ: сотрудники корпораций смогут узнать о том, как организовать систему работы с инновациями и стартапами внутри конкретной компании. В программе курса новая методология и экспертиза лучших экспертов рынка, нетворкинг и инсайты, полезные задачи и кейсы  — минимум теории и воды, только применимые в работе подходы и инструменты. Регистрация по ссылке.