27 сентября во ФРИИ прошла конференция по теме внутреннего предпринимательства. Мы пригласили выступить экспертов из «Билайн», «Газпром нефть», ЛАНИТ, Яндекс.Здоровье, «Леруа Мерлен», «Банк Санкт-Петербург» и сервиса «Поток» (Rambler&Сo) чтобы поговорить о том, нужно ли мотивировать сотрудников создавать собственные проекты в компаниях и как это правильно делать. Обсудили, какие барьеры есть у внутренних предпринимателей и можно ли идею сотрудника «дорастить» до реального бизнеса.

Участниками мероприятия стали более 200 человек: руководители корпоративных инновационных центров и акселераторов, инноваторы из корпораций, HRD. Один из главных вопросов дискуссии — как помочь сотрудникам реализовать свою идею с учетом большой загруженности и в рамках основных обязанностей.

Своим мнением о загрузке сотрудников и сложностях претворения в жизнь новых идей в компании поделился Михаил Пайсон (Яндекс.Здоровье): «Человек, который не может в нерабочее время максимально детально проработать свой проект, вряд ли сможет его реализовать. Иными словами, прежде чем запускать бизнес внутри компании, нужно доказать, что ты можешь это сделать сам».

Максим Шадура («Газпром нефти»), Михаил Гаврилов («Банка Санкт-Петербург») и Ани Кочарян («Леруа Мерлен») сошлись во мнении, что для создания атмосферы стартапа в компании нужна настоящая «эпидемия» — не менее 5% от всего коллектива, зараженных духом бизнес-инноваций. Эксперты отмечают, что один из самых популярных инструментов для работы с идеями и проектами  сегодня для бизнеса — это корпоративный акселератор. Это внутренняя площадка, на которой команды сфокусированно работают над реализацией собственной идеи в бизнесе, понимают востребованность продукта или услуги на рынке, просчитывают экономику, формулируют бизнес-модель. Однако, участия в одном корпоративном акселераторе недостаточно: эффект будет разовый и не превратится в системную работу, если не встраивать успешные бизнес-проекты сотрудников в общую систему работы корпорации.


Ани Кочарян, «Леруа Мерлен»

Участники дискуссии также поговорили о том, что останавливает развитие культуры  внутреннего предпринимательства в компании. Самые распространенные барьеры – незнание возможностей внутри компании для запуска проекта, страх отказа в поддержке руководства или риск потери контроля над собственным проектом. Самый существенный барьер —  низкая мотивация и неверие сотрудников в то, что руководство реально предоставит возможности реализовать проект как бизнес.

Для успешного развития внутреннего стартапа Александр Иванов, основатель сервиса «Поток» (Rambler&Co), рекомендует предпринимателям учитывать особенности корпоративной культуры и внутренних коммуникаций. Следует проводить постоянный внутренний маркетинг и PR своего проекта, в том числе на личных встречах с лицами, принимающими решения, и другими подразделениями компании. Гибкость и твердость одновременно — главные характеристики, нужные  внутреннему предпринимателю для работы в корпорации.

Но все же, с точки зрения внутреннего предпринимателя, корпорации обладают важными преимуществами: большой базой клиентов, сотрудников, партнеров, сильным брендом, экспертизой, опытом и готовыми технологическими ресурсами. Кроме того, корпорация, как правило, несет на себе все риски стартапа, в том числе финансовые, а это помогает предпринимателю сфокусироваться на продукте. Среди минусов все эксперты конференции единогласно отмечают бюрократию и сложные корпоративные процедуры, высокую стоимость ресурсов внутри компании и низкий приоритет новых проектов по сравнению с основным бизнесом компании.


Александр Иванов, основатель сервиса «Поток» (Rambler&Co)

Все представители корпораций согласились с тезисом, что надо менять подход к корпоративной культуре, если речь идет о формировании предпринимательской инициативы среди сотрудников. Корпоративные акселераторы направлены как на поиск новых возможностей для бизнеса, так  на «прокачку» навыков работников и вовлечение широкого круга экспертов, а «идеальным внутренним предпринимателем» для компании может стать сотрудник с опытом работы в стартапе — он оценит плюсы и возможности корпорации и сможет их правильно использовать.

Эксперты также были едины во мнении, что корпорации не должны препятствовать внутреннему предпринимательству из страха того, что успешные предприниматели  уйдут из компании, а наоборот стремиться создавать максимально привлекательные условия для амбициозных инициативных сотрудников, чьи инновационные проекты помогут вывести бизнес компании на новый уровень или завоевать новые рыночные сегменты.




Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий