Зачастую истории чужих ошибок несут для предпринимателей гораздо больше практической ценности, чем истории чьего-то успеха. В преддверии очередной "Школы инвестиций" мы попросили известных в России венчурных инвесторов рассказать о том, какие ошибки они совершали — и какие уроки в итоге вынесли.


Mikhail_Gurevich.jpg

Михаил Гуревич, генеральный директор фонда 101StartUp

Наверное, самый показательный в моей практике случай произошел в компании «Медиамир», когда мы в рамках стратегических инвестиций скупали интернет-активы Рунета. Одним из немногих активов, который был приобретен без фаундера, был сайт хранения картинок «Фотофайл». И именно с ним мы намучились больше всего.

Каждый новый менеджер, бравшийся за его развитие, предлагал переделку сайта с новым программистом и дизайном. Из-за отсутствия фаундера, который изначально отказался переходить и продолжать развитие ресурса, не было никакой возможности поговорить и посоветоваться с человеком, который знает свою аудиторию «с нуля».

Собственно, мы этот эффект часто и наблюдаем, когда интернет-актив остается без связи со своим создателем. Тогда он зачастую быстро теряет логику своего развития и, как следствие, перспективы. Вывод простой: не ссорьтесь с фаундерами и не рвите с ними связи, даже если вам принадлежат 100% приобретенного актива!


mediacenter_negodyaev.jpg

Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ

Главный урок, который я получил: не стоит затягивать с подписанием документов. Когда-то (ещё до моего прихода во ФРИИ) мы очень долго готовили сделку с одним перспективным проектом. Настолько долго, что в компании успел смениться генеральный директор — и все усилия оказались потраченным впустую. Переговоры, согласование условий и документов — всё пришлось начинать заново. С тех пор я стараюсь действовать гораздо быстрее: окно возможностей никогда не открывается надолго.


alexander_lazarev.jpg

Александр Лазарев, партнер Maxfield Capital

Maxfield — международный венчурный фонд с офисами в нескольких странах. Сегодня мы хорошо знаем рынок Великобритании, но когда только начинали, нам недоставало понимания местной специфики. В Лондоне нужно принимать инвестиционное решение очень быстро. Я бы не стал называть это ошибкой, но если бы мы в самом начале действовали также быстро, как сегодня, то сегодня были бы инвесторами компании, за которой сейчас гоняются ведущие фонды мира.

Другая сложность, с которой мы встретились как новый игрок на этом рынке — это отсутствие референсов. Когда фонд приходит к компании, основатели обращаются к знакомым, чтобы узнать об их опыте работы с инвестором. Без ссылок и наработанной репутации получить классную компанию очень сложно. Есть другой пример, из Израиля. Если постоянно там не находиться, не знать местных игроков, то даже после инвестиции участвовать в жизни компании, знать о внутренних процессах будет проблематично. Кроме этого, важно говорить с местными на одном языке. Без этого, к вам, как к инвестору, могут относиться довольно формально.


Olga_Maslihova.jpg

Ольга Маслихова, управляющий партнер Phystech Ventures

Я не всегда умела правильно оценивать бэкграунд основателя. Однажды за инвестициями обратился человек с блестящим опытом корпоративного управленца. В сложной корпорации он был успешным менеджером, смог эффективно развить новое направление и сделал компании большую выручку. Казалось бы, эти умения должны были определить успех его предпринимательской деятельности, но оказалось, что положительный корпоративный бэкграунд не только не снижает управленческие риски в новом бизнесе, но может дать ровно обратный эффект. На деле в качестве технологического предпринимателя он не мог эффективно управлять бюджетом, не мог развивать бизнес, справляясь со всеми типичными для стартапа ситуациями — быстрым выходом на рынок при изначальном недоверии клиентов, выживанием в условиях кассового разрыва и необходимостью совершать пивоты.

У сделки была траншевая структура, и понять, что бизнес-подход основателя имеет мало общего с эффективным предпринимательством, мы смогли уже после первого транша. Так что моя ошибка стоила гораздо меньше, чем могла бы. 

Как бы то ни было, она научила меня видеть правильные компетенции фаундеров и не обманываться насчет их личных достижений в условиях масштабных корпораций. Это не значит, что менеджер большого бренда и успешный стартап несовместимы. Но когда корпоративный бэкграунд составляет лет 20 и однозначно превалирует в общем послужном списке, а все знания и умения базируются на моноопыте внутри корпорации, скорее всего, успешный технологический предприниматель — не про этого человека.

И еще из личных наблюдений. Здесь до ошибок не дошло, это, скорее, из опыта анализа  пайплайна. Как правило, MBA для предпринимателей, которые строят бизнес с нуля — не всегда положительный фактор. Школа насаждает шаблонное мышление, которое хорошо работает в операционных бизнесах или, например, в private equity, но мало подходит для технологических предпринимателей, которым нужно думать нестандартно и уметь из ничего сотворить конфетку. В портфеле Phystech Ventures, к слову, ни одного фаундера с дипломом MBA. Master of science и PhD — пожалуйста, MBA – ни одного.