Ничто не сможет остановить уверенного в своих силах предпринимателя, решившего рассказать о своём проекте инвестору. Даже если этот инвестор занят, спешит или просто находится в условиях, не слишком располагающих к разговору. Мы решили спросить отечественных инвесторов, в каких необычных местах им приходилось слышать питчи амбициозных стартаперов.

mediacenter_chachava.jpg

Александр Чачава, Управляющий партнер LETA Capital 

Самый необычный питч, который я услышал, был на допросе на паспортном контроле в Тель-Авиве. Когда офицер в окошке узнал, что я венчурный инвестор и направляюсь на конференцию, его строгий голос сменился на сверхприветливый и он, отложив мой паспорт в сторону, начал рассказывать о том, что вообще-то он тоже пилит свой стартап и, когда закончится срок контракта, планирует его запускать и искать инвестиции. В России же я не раз встречал стартаперов случайно в неформальной обстановке, но они оказывались более воспитанными, чем тот офицер паспортного контроля, не приставали с вопросами по фандрайзингу, максимум пытались чуть лучше познакомиться. У нас прекрасно работает обычный канал связи, мы полностью доступны для тех стартапов, которые находятся в фокусе наших инвестиций. Обращение по этому каналу связи дает преимущество соискателям инвестиций по сравнению с необычными заходами, потому что мы понимаем, что соискатели умеют читать и слышать наше пожелание обращаться к нам именно этим способом. Это важное качество.


mediacenter_negodyaev.jpg

Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ

Даже выделить какой-то один, самый яркий случай, трудно — потому что их было много. Впрочем, нет: особого упоминания заслуживает стартапер, питчивший меня у писсуара. Еще один как-то запрыгнул ко мне в такси, чтобы не прерывать беседу, другой составил компанию в "Сапсане", а третий - и вовсе позвонил моей жене с просьбой передать мне информацию о проекте.


andrei_romanenko.jpg

Андрей Романенко, акционер Run Capital, генеральный директор «Эвотор»

Я считаю, что фаундер обязан использовать любую возможность, чтобы «продать» свой проект нужному инвестору, получить feedback. И не нужно думать, что это наглость. У инвестора всегда есть право выбора: отказаться или согласиться слушать. Лично мне нравятся настойчивые фаундеры, «заряженные» собственным проектом, те, которые видят цель, но не видят препятствий.

Не могу похвастаться какими-то очень необычными местами питчей проектов, думаю, что как у всех: самолет, аэропорт, бизнес-центры, конференции и т.д.

Но вот интересный тренд стал замечать в последние месяцы – интерес к стартаповской культуре среди подростков и молодежи значительно вырос. Для меня становится уже обыденной ситуация: пришел в гости к друзьям — оказался на питче проекта их детей. Причем презентации бывают очень уверенные, достаточно на высоком уровне. 


mediacenter_saltykov.jpg

Александр Салтыков, инвестиционный аналитик Phystech Ventures

Пожалуй, один из наиболее неожиданных питчей случился во время празднования дня рождения друга. В какой-то момент вечера разговор зашел о венчурной индустрии, и я обмолвился о своей причастности к венчурному фонду. В компании оказался парень, с которым мы не были знакомы, но явно отрепетированный питч я услышал незамедлительно. Не удивился бы, если бы он еще и презентацию со смартфона показал. И хотя атмосфера для питча была не самая подходящая, когда «пахнет» потенциально интересным проектом, все равно найдется место беседе и вопросам типа «А какой рынок вот этой штуки?», «С кем из потенциальных клиентов уже общался?» 

Так или иначе, общение мы продолжили, и для обеих сторон, как минимум, завязались полезные контакты. Венчурная индустрия живет нетворкингом, а нетворкинг простирается дальше стандартных конференций, выставок и просьб «сделать интро». Вероятность выйти на венчурного инвестора есть всегда, нужно оглянуться. И иметь при себе заготовленный питч и ответы на стандартные вопросы.


mediacenter_tuknov.jpg

Алексей Тукнов, директор по инвестициям Maxfield Capital

В эту среду я слушал несколько питчей в салоне такси и на закрытом мероприятии на ледоколе в Хельсинки, но один из самых эффективных, но не самых популярных способов выйти на венчурного капиталиста, это познакомиться с командой портфельной компании и получить прямое представление на члена инвест команды фонда.


mediacenter_borodich.jpg

Александр Бородич, управляющий партнер Future Labs

Лично мой самый интересный опыт из всех подобных питчей был в самолете. Не знаю, насколько он является нетипичным, но мне запомнился. Всё достаточно просто: сидели рядом, разговорились, молодой человек, узнав про инвестиции, с даром принялся рассказывать про свой проект и предложил обменяться контактами. Пару раз после мы общались по почте — классическая история, но дальше слов дело не пошло. Я даже смутно помню, о чем был сам проект. Однако таких случаев много.

Еще часто в баре подходят с рассказами про проекты. Могу сказать, что в целом одобряю такие действия, если, конечно, они не излишне навязчивы. Если предприниматель не боится подойти, познакомиться и рассказать про свой проект, то это говорит, что у него есть столь необходимая предпринимателю отвага и уверенность в себе.


pavel_cherkshin.jpg

Павел Черкашин, Управляющий партнер GVA Capital

У меня весь опыт на Tinder свелся к питчам стартаперов! Несколько раз получал сообщения: «Черкашин, хватит дурака валять! Чего ты тут делаешь? Почему нашу презентацию не посмотрел до сих пор?». Или такие: «Добрый день, Павел! Вы очень симпатичный! Можно я вам свой стартап покажу?».

Из десятка диалогов, что у меня были в этом приложении, больше половины были в таком ключе. Я всем радостно отвечал,  оставлял почту, просил прислать презентацию. В итоге инвестиций не было, но для объективной статистики просто выборка мала. Я получаю около 5-10 предложений в день, и большинство из них уходит в «13-ю папку» именно потому что они все похожи друг на друга своей формальной скучностью. Любой нестандартный заход — это демонстрация смелости, широты мышления и фантазии. В предпринимательстве смелость важнее опыта, так что бояться не стоит.