Александр Чачава, Управляющий партнер LETA Capital
Самый необычный питч, который я услышал, был на допросе на паспортном контроле в Тель-Авиве. Когда офицер в окошке узнал, что я венчурный инвестор и направляюсь на конференцию, его строгий голос сменился на сверхприветливый и он, отложив мой паспорт в сторону, начал рассказывать о том, что вообще-то он тоже пилит свой стартап и, когда закончится срок контракта, планирует его запускать и искать инвестиции. В России же я не раз встречал стартаперов случайно в неформальной обстановке, но они оказывались более воспитанными, чем тот офицер паспортного контроля, не приставали с вопросами по фандрайзингу, максимум пытались чуть лучше познакомиться. У нас прекрасно работает обычный канал связи, мы полностью доступны для тех стартапов, которые находятся в фокусе наших инвестиций. Обращение по этому каналу связи дает преимущество соискателям инвестиций по сравнению с необычными заходами, потому что мы понимаем, что соискатели умеют читать и слышать наше пожелание обращаться к нам именно этим способом. Это важное качество.
Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ
Даже выделить какой-то один, самый яркий случай, трудно — потому что их было много. Впрочем, нет: особого упоминания заслуживает стартапер, питчивший меня у писсуара. Еще один как-то запрыгнул ко мне в такси, чтобы не прерывать беседу, другой составил компанию в "Сапсане", а третий - и вовсе позвонил моей жене с просьбой передать мне информацию о проекте.
Андрей Романенко, акционер Run Capital, генеральный директор «Эвотор»
Я считаю, что фаундер обязан использовать любую возможность, чтобы «продать» свой проект нужному инвестору, получить feedback. И не нужно думать, что это наглость. У инвестора всегда есть право выбора: отказаться или согласиться слушать. Лично мне нравятся настойчивые фаундеры, «заряженные» собственным проектом, те, которые видят цель, но не видят препятствий.
Не могу похвастаться какими-то очень необычными местами питчей проектов, думаю, что как у всех: самолет, аэропорт, бизнес-центры, конференции и т.д.
Но вот интересный тренд стал замечать в последние месяцы – интерес к стартаповской культуре среди подростков и молодежи значительно вырос. Для меня становится уже обыденной ситуация: пришел в гости к друзьям — оказался на питче проекта их детей. Причем презентации бывают очень уверенные, достаточно на высоком уровне.
Александр Салтыков, инвестиционный аналитик Phystech Ventures
Пожалуй, один из наиболее неожиданных питчей случился во время празднования дня рождения друга. В какой-то момент вечера разговор зашел о венчурной индустрии, и я обмолвился о своей причастности к венчурному фонду. В компании оказался парень, с которым мы не были знакомы, но явно отрепетированный питч я услышал незамедлительно. Не удивился бы, если бы он еще и презентацию со смартфона показал. И хотя атмосфера для питча была не самая подходящая, когда «пахнет» потенциально интересным проектом, все равно найдется место беседе и вопросам типа «А какой рынок вот этой штуки?», «С кем из потенциальных клиентов уже общался?»
Так или иначе, общение мы продолжили, и для обеих сторон, как минимум, завязались полезные контакты. Венчурная индустрия живет нетворкингом, а нетворкинг простирается дальше стандартных конференций, выставок и просьб «сделать интро». Вероятность выйти на венчурного инвестора есть всегда, нужно оглянуться. И иметь при себе заготовленный питч и ответы на стандартные вопросы.
Алексей Тукнов, директор по инвестициям Maxfield Capital
В эту среду я слушал несколько питчей в салоне такси и на закрытом мероприятии на ледоколе в Хельсинки, но один из самых эффективных, но не самых популярных способов выйти на венчурного капиталиста, это познакомиться с командой портфельной компании и получить прямое представление на члена инвест команды фонда.
Александр Бородич, управляющий партнер Future Labs
Лично мой самый интересный опыт из всех подобных питчей был в самолете. Не знаю, насколько он является нетипичным, но мне запомнился. Всё достаточно просто: сидели рядом, разговорились, молодой человек, узнав про инвестиции, с даром принялся рассказывать про свой проект и предложил обменяться контактами. Пару раз после мы общались по почте — классическая история, но дальше слов дело не пошло. Я даже смутно помню, о чем был сам проект. Однако таких случаев много.
Еще часто в баре подходят с рассказами про проекты. Могу сказать, что в целом одобряю такие действия, если, конечно, они не излишне навязчивы. Если предприниматель не боится подойти, познакомиться и рассказать про свой проект, то это говорит, что у него есть столь необходимая предпринимателю отвага и уверенность в себе.
Павел Черкашин, Управляющий партнер GVA Capital
У меня весь опыт на Tinder свелся к питчам стартаперов! Несколько раз получал сообщения: «Черкашин, хватит дурака валять! Чего ты тут делаешь? Почему нашу презентацию не посмотрел до сих пор?». Или такие: «Добрый день, Павел! Вы очень симпатичный! Можно я вам свой стартап покажу?».
Из десятка диалогов, что у меня были в этом приложении, больше половины были в таком ключе. Я всем радостно отвечал, оставлял почту, просил прислать презентацию. В итоге инвестиций не было, но для объективной статистики просто выборка мала. Я получаю около 5-10 предложений в день, и большинство из них уходит в «13-ю папку» именно потому что они все похожи друг на друга своей формальной скучностью. Любой нестандартный заход — это демонстрация смелости, широты мышления и фантазии. В предпринимательстве смелость важнее опыта, так что бояться не стоит.
Похожие статьи
-
Акселератор 22 декабря 2023 -
Акселератор 22 декабря 2023