За последние несколько лет Сингапур стал крупнейшим центром предпринимательства, успев обогнать даже Кремниевую долину. Алекс Лин – один из тех людей, который способствовал созданию развитой стартап-экосистемы этой страны. С 2014 года он профинансировал более 380 стартапов и акселерировал более 170 стартапов серии А. Сейчас он является заместителем генерального директора NTUitive – подразделения Наньянского технологического университета (Nanyang Technological University), которое занимается коммерциализацией исследований и развивает среду, где могут ужиться инновационный и академический взгляды. 29 ноября Алекс Лин выступит на RSGG’19, а пока он рассказал ФРИИ о преимуществах стартап-экосистемы Сингапура, зачем бизнесу идти на Восток и что ценят в российских стартапах за рубежом.

Чем Сингапур может быть привлекателен для российских предпринимателей?

Сингапур – это хаб, это не пункт назначения. В Сингапуре много предприятий, фондов и знаний как с Востока, так и с Запада. Это очень важно для российского бизнеса, развивающегося на востоке. Сингапур может помочь предпринимателям из России преодолеть культурный разрыв между внутренним рынком и азиатским, направляя российский бизнес к релевантным возможностям, и обеспечить лучшую оценку инвестиций, выделяя его конкурентные преимущества.

У вас одинаковые требования к стартапам из России и из Юго-Восточной Азии? Если да, то какие они, а, если нет, то в чём разница?

Во всём мире требования одинаковые – чтобы стартап был привлекателен для инвесторов, он должен иметь проверенную бизнес-модель, которая основана на выявлении «боли» клиента. У стартапа должна быть технология, которая позволяет ему обслуживать своих клиентов лучше, быстрее и дешевле других. Он должен иметь команду, которая сможет выполнить и удовлетворить желание инвестора по окупаемости инвестиций (ROI).
 
Российские стартапы обладают высокими технологическими возможностями и более низким коэффициентом затрат. Это позволяет быть конкурентоспособным по рыночной цене, но невыгодным при оценке будущих денежных потоков. В Азии российские стартапы могут улучшить свой подход к способам привлечения финансирования, что позволит быстрее получить инвестиции и быстро масштабироваться. Стартапы Юго-Восточной Азии (ЮВА), хотя и не обладают глубоким технологическим потенциалом, умеют хорошо позиционировать себя на рынке. Сочетание технологий, разрабатываемых в российской стартап-среде, с умением стартапов из ЮВА уверенно закрепляться на рынке может создать сильного глобального конкурента, который будет масштабироваться экспоненциально. 

А в чём преимущества восточной стартап-экосистемы в отличие от западной?

В западной экосистеме распространена форма участия венчурного фонда в качестве основного инвестора. Из-за этого стартапы бегают за следующим раундом инвестиций, чтобы повысить свою стоимость. Это может создать много «единорогов» и принести пользу клиентам компаний, но в то же время раздувается «пузырь» переоценённых стартапов. Так случилось с WeWork и Uber, когда их стоимость обрушилась в несколько раз.

Восточная же стартап-экосистема очень разнообразна. Она успешно развивается по принципам бизнеса: стартапы сфокусированы на прибыльность, самодостаточность и эффективность. Хоть создаваемая экосистема и не всегда благоприятная для инвестиций, она становится выгодной для рынка и потребителей.

Какие первые шаги должен сделать стартап, чтобы выйти на сингапурский рынок?

Если говорить коротко, то нужно найти подходящую программу доступа на рынок. В рамках такой программы стартап будет изучать бизнес-модель, подходящую для азиатского рынка, организовывать деловые встречи с региональными клиентами и партнерами, а также проводить глубокий анализ азиатского рынка, чтобы получить к нему доступ.

Какие стереотипы существуют среди участников международного рынка, международных венчурных фондов в отношении российских стартапов?
Существует множество культурных стереотипов о российских стартапах.  Всё это можно легко преодолеть с помощью чёткого и правильного общения на английском языке.

Рынок ищет то, что решает проблемы клиентов, а инвесторы ищут компанию, которая может удовлетворить потребности рынка и получить финансовую прибыль, быстро масштабируясь на рынке. Фактические стереотипы не имеют значения, если российская компания при выходе на международный рынок привлекает соответствующего партнёра, который сопровождает этот процесс.

Какие проекты сегодня наиболее популярны для инвестиций?

Венчурные инвестиции обычно идут в отрасль с наименьшим риском, т. е. в наиболее востребованную. В нынешних условиях наиболее востребованными отраслями являются, во-первых, финтех, который может охватить стартапы без банковского капитала, и, во-вторых, климат-технологии, которые могут обеспечить устойчивую энергию, автономное производство продуктов питания и очистку воды.

Лично я инвестирую в две основные области: в финтех-проекты, которые варьируются от блокчейна до информационной безопасности, и в проекты, связанные с изменением климата, – от городской фермы до высокоэффективной батареи. Например, инвестировал в китайские проекты, связанные с развитием технологического парка и с высокотемпературной конверсией отходов.

Возможно ли сотрудничество NTUitive с российским стартапом? Попадались ли вам проекты из России, с которыми вам хотелось бы сотрудничать?

Лично я встречал много стартапов, акселераторов и фондов с российскими корнями в Сингапуре. Я помогаю им закрепиться в нашей стране и масштабироваться в регионе Юго-Восточной Азии. NTUitive всегда готов работать с российскими ассоциациями стартапов, акселераторами, фондами и управлять программами, которые позволяют молодым российским компаниям получить доступ к азиатским рынкам.

Больше инсайтов о работе на международных рынках ждет вас на крупнейшей конференции ФРИИ о выходе за рубеж Russian Startups Go Global 29 ноября. Успейте купить билет!

На фото: Marina Bay Sands в Сингапуре / Julien de Salaberry, Unsplash