Представители ритейлеров и стартапов обсудили технологические тренды и проблемы в рознице на Retail Pitch Day во ФРИИ 6 июня. Стартапы представили свои IT-решения крупным розничным сетям, по результатам питч-сессий три стартапа получили специальные призы жюри.

Все ритейлеры-участники панельной дискуссии отметили, что уже начали работать со стартапами, но этот процесс в крупных корпорациях небыстрый. Только на подготовку к запуску пилота в компаниях уходит не менее двух-трех месяцев. Сам пилот также может длиться до полугода. Для запуска пилотных проектов ритейлеры создают специальные магазины — «песочницы», в которых могут протестировать решения стартапов и по итогам удачных тестов принять решение о масштабировании решения на всю сеть. Своя тестовая зона для работы с пилотами уже есть у X5 Retail Group и Леруа Мерлен, помимо этого ритейлеры проводят совместные акселераторы с ФРИИ. У «М.Видео» есть опыт проведения хакатона в работающем магазине: участники мероприятия предлагали VR-решения и тут же тестировали их при участии продавцов и покупателей.

Представители ритейлеров отметили, что им важен масштаб решения: разработка стартапа будет интегрирована, если она позволит заработать до 1% оборота при внедрении во всю сеть. При этом в рознице понимают, что финансирование пилота необходимо, но не все могут заплатить стартапу вперед. Леруа Мерлен предлагает оплачивать пилот частями, М.Видео разработал специальный сервис – аналог гарантийного письма, который позволяет получать займы для финансирования пилота.


Денис Левченко, X5 Retail Group (слева) и Евгений Джамалов, «М. Видео»

«Любой стартап и инновация — это, в первую очередь, оптимизация, а если ваша оптимизация дает хороший экономический эффект, то запуск пилота будет оправданным. На базе новых технологий можно запускать продукты и услуги и предлагать их через уже выстроенный канал продаж. Используя IT-технологии вы также можете по-новому выстроить рынок для уже привычных продуктов и достучаться до новой аудитории», — подчеркнул Сергей Негодяев, директор по управлению портфелем проектов ФРИИ.

Наибольшим спросом пользуются решения для логистики, также востребованы сервисы для маркетинга, работы с персоналом, большими данными и по машинному обучению.

Во второй части мероприятия 10 стартапов представили свои продукты на питч-сессии. По итогам выступления жюри отметило три стартапа: Hot Wifi достался сертификат на проведение проблемного интервью с одним из топ-менеджеров от Леруа Мерлен. InSize и «Геограмма» получили доступ в воронку инноваций X5 Retail Group, эти проекты получат консультации от экспертов X5, которые внимательно изучат конкретные кейсы и оценят возможноcть проведения пилотов в инфраструктуре X5.

«Ребята, которые сегодня показывали свои проекты, очень хорошо подготовились! Они понимают нужды ритейла, поэтому впечатления от проекта самые положительные», — заявил Фредерик Саверо, CFO Леруа Мерлен. «Я для себя отметил несколько идей, которые могут быть полезны нам. Планирую встретиться с их разработчиками. В первую очередь, это стартап Hot Wifi, который осуществляет сбор данных аудитории на основе WiFi-сенсоров и позволяет конкретизировать и персонализировать рекламную кампанию».

Денис Левченко, начальник управление инноваций X5 Retail Group: «Мы пригласили в воронку инноваций X5 два интересных на наш взгляд стартапа: проект для снижения расходов на обслуживание магазинов с помощью автоматизации операционных процессов, и промышленные весы, определяющие габариты груза и передающие информацию в систему управления складом. В ближайшее время наши эксперты в области ИТ, инноваций, логистики и операционных процессов оценят эти проекты, проведут расчеты по конкретным кейсам и обсудят с проектами возможность пилотирования. Уверен, что мы сможем наладить максимально эффективное взаимодействие».

«Ритейл сегодня все больше ориентируется на инновации и работу со стартапами – они «омолаживают» зрелый бизнес, делают его более динамичным и конкурентным. Поэтому нам важно наладить двустороннюю коммуникацию как с ИТ-разработчиками, так и экспертами по работе с ними. Формат питч-сессий позволяет всем участникам, и акселератору, и стартапам, и корпорации, лучше понять потребности и особенности друг друга. Одно из приоритетных направлений для «М.Видео»  — это развитие покупательского опыта в рознице. Поэтому нас заинтересовали прошедшие качественный отбор ребята из Pay-Z. Они  предложили нестандартное решение по расчётам прямо у полки. Кто знает, возможно скоро вы увидите его во всех магазинах сети», – прокомментировал руководитель управления по инновациям компании «М.Видео» Евгений Джамалов.

В жюри конкурса приняли участие представители Леруа Мерлен, X5 Retail Group, М.Видео и ФРИИ. Заявку на питч-сессию подали более 100 стартапов, из них 10 представили свои проекты жюри. Запись конференции вы можете найти на Youtube-канале ФРИИ.


Стартапы, представившие свои решения ритейлерам

Gridfore — платформа аналитики больших данных в реальном времени.

GroozGo — онлайн-сервис грузоперевозок, автоматически соединяющий грузы с подходящим грузовым транспортом через один договор, убирая неэффективную ручную организацию автоперевозок и максимально утилизируя транспорт с помощью построения маршрутов с максимальной загрузкой. Снижает расходы на логистику до 20%.

Geomatrix — мгновенное облачное решение, позволяющее находить удачные локации для торговых точек.

Hot WiFi — WiFi-радар — инструмент для сбора аудиторных данных и измерения эффективности таргетированной рекламы. Устройство собирает уникальные идентификаторы смартфонов в радиусе до 50 м для последующего таргетинга на рекламных площадках MyTarget, Mail.ru, ВКонтакте, Одноклассники и Яндекс.Директ. По итогам рекламной кампании позволяет замерить, сколько людей дошли до магазина или ресторана и совершили покупку.

InSize — это промышленные весы, способные определять габаритные характеристики груза и передавать всю собранную информацию в систему управления складом. Решение позволяет транспортным компаниям оптимизировать тарификацию перевозки и тем самым повысить свою рентабельность.

Metahouse — облачный сервис по мониторингу ассортимента, цен и анализу широкого спектра информации о конкурентах как в интернете, так и в розничных магазинах.  

Pay-Z — это мобильное приложение, позволяющее клиентам совершать покупки, минуя кассы и очереди, тем самым повышая пропускную способность в торговой точке и снижая нагрузку на персонал. C помощью приложения, клиент, находясь в точке продаж сканирует штрих-коды товаров, которые хочет купить тем самым, добавляя их в свою онлайн-корзину. Просканировав все необходимые товары, он оплачивает их внутри приложения и получает электронный чек, валидность которого проверяется на выходе из магазина.

CraftTalk — конструктор чат-ботов, который позволяет гибко выстраивать процессы работы с клиентами в зависимости от специфики бизнеса, автоматизируя сервис, продажи и маркетинг.

Сервис «Геограмма» позволяет снижать расходы на обслуживание магазинов через автоматизацию потока задач розничной сети.

Приложение СТОКПЛАН помогает розничным сетям увеличить прибыль и оптимизировать уровень запасов, ассортимент, закупки и цены. Мы применяем методы машинного обучения для прогнозирования и методы линейного программирования для оптимизационных задач.