Андрей Батрименко, Директор центра развития новых продуктов Академии Ростеха, эксперт Школы продуктового трекинга ФРИИ:
Развитие генеративного ИИ кардинально изменило работу с информацией: теперь анализ данных, поиск инсайтов и генерация идей занимают считанные секунды. Но может ли искусственный интеллект заменить продуктового трекера? Спойлер: нет, и вот почему.
1. LLM не ставит под сомнение, а подыгрывает и фантазирует
Генеративные модели, любые из семейства GPT алгоритмов, стараются угодить пользователю и подтвердить его запрос, даже если это приводит к ошибкам. Трекер же наоборот — задает неудобные вопросы и помогает фаундеру увидеть слабые места или ограничения в бизнес-модели. Он не играет в «подтверждение гипотез», а выявляет риски и ведёт предпринимателя к правильным выводам.
2. ИИ не может проверять качественные гипотезы
Генеративный ИИ отлично анализирует данные, выделяет тренды и предлагает гипотезы. Но он не может пойти и поговорить с пользователями, собрать хорошую обратную связь, провести проблемное или решенческое интервью (пока не может). А без этого проверка гипотез в продукте невозможна.
3. У ИИ нет опыта и насмотренности
LLM обучены на открытых данных, но не обладают реальным опытом работы трекером. Они не знают, как вести переговоры, не чувствуют динамику рынка и не могут опираться на личные кейсы. Более того, в открытых источниках часто содержится информация, далёкая от реальности. Трекер же работает с реальными бизнесами и знает, как обстоят дела на практике.
Где ИИ реально помогает трекеру и командам
Хотя ИИ не заменит трекера, он может радикально ускорить его работу:
- Анализ и синтез информации — быстрый разбор данных, поиск инсайтов, классификация информации
- Генерация идей — создание множества вариантов идей и решений (дивергенция)
- Формирование гипотез и подготовка эксперимента — ускоренная подготовка к проверке гипотез
- Первичный анализ рынка — сбор данных о конкурентах, трендах и спросе
Итог
ИИ — это инструмент, который стоит активно использовать в продуктовом трекинге, но с пониманием его ограничений и обязательной валидацией всей информации. Трекер остается незаменимым, так как его главная роль — не просто анализировать, а помогать предпринимателю принимать верные решения, задавая правильные, иногда неудобные вопросы и ведя его к росту. В ближайшем будущем мы увидим еще больше автоматизации, но главная ценность трекера — в человеческом опыте — пока остается уникальной.