Эксперт и выпускник Школы продуктового трекинга ФРИИ, серийный предприниматель, ментор и трекер Дмитрий Серебряков рассказал, как обучение трекингу систематизирует знания и помогает в работе со стартапами.
![]() |
Дмитрий Серебряков Трекер «Акселератора ФРИИ», адвайзер, ментор, основатель Бизнес клуба MBA МГУ. 16 лет занимается управлением IT-проектами и инновациями. С нуля запускал проекты для корпораций, а также десятки стартапов, в которых он выступает в ролях адвайзера, ментора и трекера. Недавно два его проекта «БАГАЖМАТ» и «Репутация» прошли в «Акселератор Спринт». |
Почему я решил пройти обучение трекингу
В 2020 году я с нуля создал стартап. Поначалу была всего лишь идея, но уже в 2022 году мой проект стал победителем «Акселератора Спринт» и со временем перерос в полноценную IT-компанию — «Цифровая HR платформа», которую я по итогу довёл до выручки 102 млн рублей.
Находясь в акселераторе, мы работали с трекерами, и это был очень важный опыт для меня. За последний год работы в HR-платформе я осознал ценность трекинга настолько, что мы воспитали внутри компании собственного трекера.
Уже в тот момент я понял эффективность и результативность трекерского подхода — внутренний трекинг снял со стартапа огромную боль и помог решить множество проблем.
.jpg)
Мы систематизировали все хаотичные задачи, а также те, которые были в статусе брошенных. Приоритизировали задачи, которые после их выполнения привели нас к достижению первоочередных целей.
Участники проекта смогли сфокусироваться на выполнении ключевых показателей. Мы выстроили системную работу с гипотезами, а также работу по ускоренному развитию основного продукта.
Когда я строил «Цифровую HR платформу», понимал, что могу сконцентрироваться на чём-то одном и сделать из этого большой бизнес (что, кстати, и произошло с платформой). Но в таком подходе есть определенный минус: в какой-то момент проект из фазы развития и роста перерастает в фазу продаж и операционки, которая превалирует над всем остальным. Тогда мне становится менее интересно и это заставляет обратить внимание на новые стартапы которым нужна помощь.
Мне всегда нужно делать что-то новое, находиться в активной фазе роста и решать проблемы. Это определенный челлендж: видишь стартап с плохими метриками, но хорошей идеей, анализируешь — и из минусов вытягиваешь в прибыль.
Именно поэтому я создал собственную стартап-студию. И уже через год — в 2024 — я пошёл в Школу продуктового трекинга ФРИИ.
Как трекинг изменил мой подход к выбору стартапов
Мне особенно нравится работать со стартапами на ранних стадиях, когда есть о чём задуматься, когда существуют проблемы и сложности, требующие решения.
Если стартап с моей помощью достигает целевых результатов и проект перерастает в самостоятельную компанию, я отпускаю её в свободное плавание. Хотя продолжение сотрудничества финансово, зачастую, остаётся очень выгодным, мне интереснее погрузиться в новую отрасль, с которой я раньше ещё не работал, — будь то EdTech, Martech, FinTech или GameDev. Так я расширяю собственный кругозор и экспертизу.
Пройдя обучение в Школе продуктового трекинга, я стал смотреть на стартапы по-другому, научился правильно их отсеивать. Перестал брать проекты на этапе идей — теперь только в фазе MVP.
Все, кто работает со стартапами, знают: от идеи до реализации — пропасть. А трекер как раз тот человек, который помогает преодолеть эту пропасть с наименьшими потерями.

Чему учат трекеров во ФРИИ
Глобально людей, которые идут учиться трекингу, можно разделить на две категории: те, кто приходит из другой профессии и узнает всё с нуля, и те, кто уже соприкасался с этой ролью, взаимодействовал со стартапами. Де-факто, вторые — уже трекеры, которые после обучения становятся сертифицированными специалистами. Первые же получают очень много новой полезной информации. Я видел, как все три дня обучения во ФРИИ люди жадно впитывали знания.
В основе всего трекерства ФРИИ лежат HADI-циклы для проверки продуктовых и бизнес-гипотез. Этот метод меня зацепил больше всего — и уже после обучения я продолжил изучать его самостоятельно, погружаясь ещё глубже.
Зачем учиться трекингу, если у вас уже есть прибыльный бизнес?
У меня за плечами — 16 лет в управлении IT-проектами, стартапами и инновациями. Но несмотря на то, что я с нуля создал и кратно вырастил собственную компанию, в первую очередь я позиционирую себя не как предпринимателя, а как адвайзера, ментора и трекера.
Для успешного бизнеса быть просто предпринимателем недостаточно — важно сочетать в себе разные роли. Ведь на пути развития вашего проекта будет встречаться много сложностей, и каждая роль будет полезна.
Трекер — это тот, кто поможет из точки А в точку Б прийти, причём пошагово. Ментор же — это больше наставник. Человек, к которому обращаются за помощью, чтобы разобраться с какой-то проблемой.
В какой-то момент я также открыл для себя ещё одну роль — социальное предпринимательство. В середине прошлого года я основал и запустил Бизнес клуб MBA МГУ, в котором сейчас 698 предпринимателей, управленцев, стартаперов и чиновников. Все они выпускники или действующие слушатели программ MBA в МГУ им. М.В. Ломоносова
В бизнесе нельзя быть узкоквалифицированным специалистом. Часто будут возникать вопросы и трудности, о которых вы даже никогда не задумывались. Возможно, раньше вам даже не приходило в голову, что придётся во многие вещи погружаться. Но лично меня это только сильнее мотивирует и помогает двигаться вперёд.