Осенью 2016 года выручка стартапа Pricer составляла 200 тыс. руб. в месяц, у него было всего два клиента. Сервис компании позволяет автоматизировать мониторинг цен и ассортимента товаров в магазинах. Основатели искали новые точки качественного роста и пришли в «Акселератор ФРИИ», чтобы научиться эффективно продавать и управлять командой. За три месяца работы с экспертами выручка Pricer выросла в пять раз до 1 млн руб. в месяц, а количество крупных клиентов — до семи, включая розничные сети «Магнит», «О'КЕЙ», «Карусель» и SPAR. С лета 2017 года Pricer обработал более 10 млн ценников. По нашей просьбе один из основателей стартапа Георгий Зуев назвал пять лайфхаков, полученных во время акселерации, и рассказал, что помогло его компании улучшить финансовые показатели и сформировать ценность для клиента.

1. Делайте простой продукт, отвечающий главным требованиям клиента

Начинающему бизнесу можно и даже нужно обходиться без красивых интерфейсов и множества дополнительных функций, которые требуют огромных ресурсов, но не несут ценности для клиента. Запуская продукт, нужно понять, что в нем главное для клиента, поскольку все остальное может оказаться лишним. Так, пообщавшись с имеющимися и потенциальными заказчиками, мы выяснили, что они заинтересованы получать максимум информации в минимальное время и по минимальной стоимости, но в удобном для них формате. Это позволило нам отказаться от разработки красивого интерфейса и не нашедших спроса аналитических функций. Наши действия свелись к тому, чтобы фотографировать и/или получить фотографии ценников в магазинах, распознать данные и выгрузить их клиенту в нужном формате в максимально короткие сроки. В итоге нашим главным конкурентным преимуществом стали высокая скорость и удобство получения данных. 

2. Не пытайтесь все сделать самостоятельно

Найм собственных сотрудников обходится компании очень дорого и зачастую можно обойтись привлечением подрядчиков. Мы провели анализ штатной структуры компании и пришли к выводу, что нам не требуется такое большое количество своих программистов, а вот дополнительные супервайзер и проджект-менеджер могли бы значительно улучшить качество работы с клиентами. Таким образом, общее количество сотрудников в штате не изменилось, но изменился его состав: изначально у нас работало восемь человек, четыре из них были программистами, теперь программист только один. В результате — у нас появились сотрудники, «заточенные» под работу с заказчиками, а расходы на оплату труда снизились, поскольку программисты стоили дороже. 

3. Не работайте бесплатно

Раньше мы часто предлагали потенциальным клиентам бесплатные пилоты, надеясь больше заинтересовать их в своих услугах, и не требовали предоплату. Много труда уходило впустую, ведь, когда пилот бесплатный, на него может согласиться даже та компания, которая в целом не заинтересована покупать услугу на постоянной основе. По рекомендации экспертов ФРИИ мы убрали из наших предложений бесплатные пилоты и стали работать по предоплате. Бесплатный труд не ценится должным образом ни клиентом, ни исполнителем, и часто это бессмысленная трата времени и ресурсов. А в коммерческих проектах, внеся предоплату, клиент более заинтересован в успешной реализации пилота.

4. Выходите на внутреннего заказчика

Наш опыт показал, что лучше выходить на внутреннего заказчика крупных ритейлеров, а не пытаться пробиться через отделы закупок. Работа с теми, кто внутри компании клиента будет непосредственно получать выгоду от услуги, позволит выяснить, что нужно конкретно этому клиенту, максимально учесть его пожелания и делать встречные предложения, не играя в испорченный телефон.

5. Держите фокус на основном продукте

Параллельно основному бизнесу мы пробовали развивать аналогичные услуги в секторе digital merchandising. Сделав пилотные проекты с «Балтикой», «Белугой» и Nestle, мы поняли, что второе направление отнимает слишком много сил и ресурсов у основной команды, и мы не сможем должным образом развивать свой ключевой продукт, если не сконцентрируемся только на нем. В итоге мы поставили работу в сфере digital merchandising на паузу. 

Куда идти дальше

Изначально инвестиции в компанию составили 5 млн руб. Pricer — «дочка» компании «Биорг», основанной Георгием Зуевым. В сентябре 2017 года Pricer прошел в «Акселератор ФРИИ» и получил pre-seed инвестиции от фонда в размере 2,1 млн руб. в обмен на 7% в компании. Компания уже готова к следующему раунду инвестиций, которые пойдут на дальнейшую разработку продукта и масштабирование. Так, Pricer планирует создать свой вариант технологии работы с групповыми фото, когда нужно распознать много ценников на одной фотографии — сейчас одно фото содержит один ценник, при этом нынешние мощности позволяют обрабатывать до 1,5 млн ценников ежемесячно. Обработка множества ценников увеличит скорость и полноту ценового мониторинга. В дальнейшем команда перейдет к распознаванию видео, а не фото. В планах Pricer — и доработка технологии классификатора товаров, так как в каждой сети одни и те же товары называются по-разному. Текущий вариант системы автоматически классифицирует примерно 50% товаров, есть возможность поднять долю автоматизации до 90-95%.

К 2020 году Pricer планирует занять 10% российского рынка ценового мониторинга, который по собственным подсчетам компании, составляет более 500 млн. руб. ежемесячно (подсчеты учитывают, что по данным Росстата в российских сетевых магазинах представлено более 500 млн ценников, а по модели Pricer распознавание одного ценника стоит 1 рубль). По данным InfoLine, за 2017 год средний чек одной компании-клиента на рынке ценового мониторинга составляет 1 млн рублей, так что по методике агентства рынок оценивается в 750 млн рублей в год. 


Как футбол и пиво помогли Pricer заработать

В этом году компания помогла Роскачеству провести исследование по изменению цен на пиво в ТОП-5 торговых сетей до и во время Чемпионата мира по футболу. Дело в том, что в базе Pricer хранятся цены более 30 сортов пива в большинстве розничных сетей. Это позволило Роскачеству быстро получить все необходимые данные и сформировать исследование цен выбранных сортов пива за конкретный период времени в торговых сетях «Ашан», «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Магнит» и «Дикси».