Евгений Калинин, трекер с десятилетним опытом и преподаватель «Школы трекеров ФРИИ», поделился советами в эфире программы «Мединвестклуб» на радио Mediametrics.

Богатый стартап, бедный стартап. От чего зависит успех молодой компании

В прошлом году в России «родилось» 290 тыс. предприятий (данные «Финэкспертизы»). Статистика говорит, что выживет из них 8% компаний и только 1% — преуспеет.

Идеальная формула развития стартапа — это ритм плюс фокус. 

УСПЕХ СТАРТАПА = РИТМ + ФОКУС

Необходимо, чтобы основатели умели фокусироваться — заниматься важным, не погрязнув в операционке, и постоянно двигаться вперед небольшими итерациями. 

70% основателей, развивающих стартапы в России, пришли в свой бизнес из найма или сразу после окончания ВУЗа, говорится в исследовании «Стартап Барометр 2019». У них мало или вообще нет предпринимательского опыта, потому отделять зёрна от плевел собственники молодой компании ещё не умеют. Ограничение стартапа часто лежит в плоскости понимания ценности. Фаундеры не могут сформировать или донести пользу, которую приносит клиенту продукт. К тому же, сложно разобраться с ценностью, сидя в офисе. Чтобы понимать потребности клиента нужно с ним общаться.

Генри Форд говорил, что если бы спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь. Но интервью для выявления ценности — про другое. Грамотная беседа помогает глубже понять боли клиента, методы, которыми он сейчас решает проблему, насколько получается это сделать, и если не получается, то почему. 

Чем трекер полезен стартапу и состоявшейся компании

Стартапу важно двигаться итерациями до тех пор, пока ценность продукта не будет чётко сформулирована. Только после этого можно масштабироваться. 74% интернет-стартапов умирают из-за быстрого перехода к экспансии (данные Startup Genome Report) , раздутого штата и неподъемных расходов, которые с этим связаны. Изнутри бывает сложно трезво оценить риски и возможности. Основателям полезен человек извне, который будет направлять, замерять результаты и обсуждать, что можно сделать, чтобы бежать быстрее. В стартап-среде такой человек — трекер. Стартапу необходимо, чтобы его еженедельно «трогали».

Это как за большим успехом олимпийского чемпиона всегда стоит тренер. Он может быть не лучшим бегуном, но он хорошо понимает анатомию, ограничения спортсмена, сложности на трассе, силы и слабости конкурентов. 

Основатели компаний не всегда осознают ценность трекера и считают его фигуру скорее модной тенденцией, чем необходимостью. Однако последний отчёт Startup Genome о работе интернет-стартапов говорит о том, что молодые компании с бизнес-наставниками развиваются в 3,5 раза быстрее и имеют денежный поток в семь раз больше по сравнению со стартапами, которые двигаются самостоятельно.

В «Акселераторе ФРИИ» у каждого стартапа есть трекер. Трекер и команда встречаются еженедельно. Определяют цель — куда компания хочет попасть, фиксируют ограничения на этом пути. Выдвигают гипотезы, как их преодолеть. В течение недели члены команды тестируют гипотезы, затем встречаются с трекером, обсуждают результаты, вносят корректировки и идут на следующий круг. Цикл повторяется пока ограничение не будет снято. 

ЦИКЛ РАБОТЫ С ТРЕКЕРОМ

Поставить цель → Выявить ограничения → Выдвинуть гипотезы →
→ Протестировать → Сделать выводы

Трекер и работающий бизнес

Трекер помогает не только начинающим компаниям, но и состоявшемуся бизнесу, который столкнулся с трудностями. Не завязан трекинг и на определённой сфере. Разрабатывает клиент инновационные технологии или занимается производством оборудования для нефтедобычи — одинаково эффективно можно помочь бизнесу бежать быстрее. Разница в том, что ограничения у стартапа и компании с работающей бизнес-моделью — в основном разные. У каждого этапа развития бизнеса свои боли. У стартапа — это поиск ценности. Когда он её находит и понимает, как будет зарабатывать, узким место становится механика продаж или процесс производства. Когда системы налажены и работают чётко, фокус смещается на людей. Если продукт компании устарел и стал неактуальным, то ее ограничением снова становится ценность. В таком случае нужно вернуться на исходную и заново разобраться с пользой.

На практике у предпринимателей появляются слепые пятна. В текущих делах собственник теряет важное. И только, когда начинает работать с трекером, переключается с операционной работы на реальные проблемы бизнеса. 
Трекер помогает определить основное ограничение. Затем вместе с фаундером разбирается, как много времени он тратит на то, чтобы это ограничение устранить. Часто оказывается, что не тратит совсем. Предприниматель может сам понимать на чём нужно фокусироваться, но понимать и делать — не одно и тоже. Есть привычки, которые сложно изменить. Перемены — это дискомфорт, плюс, ежедневно сыплются текущие задачи. Потому задача трекера — договориться с предпринимателем, чтобы он делал именно то, что сам считает нужным.

ЗАДАЧА ТРЕКЕРА

Договориться с предпринимателем, 
чтобы он ДЕЛАЛ именно то, что сам считает нужным.

Бывает, что проблема в бизнесе — это следствие, то, что лежит на поверхности. Если погрузиться глубже, оказывается, что ограничение не устраняется, потому что главная его причина находится в голове собственника. Трекер может самостоятельно помочь клиенту разобраться с ней или порекомендовать обратиться к психотерапевту.

Анатомия трекинга 

Трекинг появился в России, в 2014 году. Это своеобразное русское ноу-хау, аналогов которому нет на Западе. Методика включает в себя сразу несколько эффективных инструментов для развития бизнеса.

SCRUM. Работа короткими, обычно недельными, итерациями, в ходе которых команда быстро проверяет гипотезы и в конце каждой итерации демонстрирует результат. 

LEAN STARTUP. Концепция «бережливого стартапа», в которой команда экономит время и деньги (свои и инвестора) за счет того, что делает в продукте только то, что действительно нужно клиенту. Для этого она проверяет гипотезы ценности, общаясь с клиентами, быстро создает MVP и тестирует востребованность продукта до того, как вложить в него много ресурсов. 

AGILE. Правило гибкого подхода, когда не нужно опираться только на заранее созданный подробный план.

ТОС. Теория Ограничений Элияху Голдратта. Помогает фокусироваться на одном главном ограничении в бизнесе, которое не позволяет двигаться к цели. 

Элементы коучинга и психотерапии. 

Меккой трекинга стал «Акселератор ФРИИ». Успешную модель переняли последователи, и сейчас на рынке трекинг существует в разных модификациях. Трекинг — инструмент, который помогает команде стартапа делать больше при меньших усилиях. Позволяет отделить важное от неважного и работать с тем, что действительно даст компании толчок для движения вперёд. Важно отметить, что трекер — не консультант. Он не говорит, что делать. В его голове есть модели, которые можно приложить к бизнесу. Чем больше и обширнее опыт трекера — тем больше моделей в его копилке: методик поиска ценности, механик продаж, налаживания производства, формирования команды и другой пользы. Трекер помогает предпринимателю увидеть бизнес сквозь призму этих моделей, понять какое ограничение не дает двигаться вперед и выдвинуть гипотезы для его преодоления. В результате предприниматель сам принимает решение о том, что делать, а затем — идет и делает. 

Трекинг помогает основателям стартапа делать больше при меньших вложениях сил и времени

Трекерами не рождаются, трекерами становятся

Один из основных навыков трекера — умение слушать. Хороший трекер никогда не знает, что точно нужно делать. Клиент должен его удивлять. Если трекер диктует клиенту, как действовать, он навязывает ему свою правду, вытесняя опыт и профессиональную интуицию собственника бизнеса. 

Не всегда из выдающегося предпринимателя получается хороший трекер. В большей степени из-за авторитарного характера. Но все же, предпринимательский опыт или опыт работы на руководящей должности трекеру нужен. Остальному можно научиться. В России есть школы, которые обучают трекингу. 

Потенциальные трекеры это:
  • Топ-менеджеры крупных компаний. Учатся, чтобы развивать стартапы и инновации в структуре фирмы или применять методики трекинга в регулярном управлении компанией. 
  • Предприниматели, которые созрели до того, чтобы делиться опытом и хотят делать это эффективно.
  • Бизнес-консультанты, чтобы добавить новую методику в набор инструментов и новый продукт в предложение для своих клиентов.
  • Инвесторы, которые не готовы непосредственно управлять портфельными компаниями, но хотят помочь им быстрее развиваться.
Одна из таких школ есть на базе «Акселератора ФРИИ». «Школа трекеров ФРИИ» — это трехдневный интенсивный курс. Два дня посвящены моделям работы со стартапами и методикам общения, и один — практике. Через «Школу трекеров» проходит около 200 студентов ежегодно. После обучения они могут стажироваться в акселераторе, работая с реальными проектами, или отправиться в свободное плавание. 

Например, в России зарегистрировано 198 тыс. компаний малого бизнеса (данные ФНС) с оборотом до 10 млн евро в год, и 16,7 тыс. предприятий среднего бизнеса с оборотом до 50 млн евро в год. Плюс, стартапы и крупные предприятия, которые развивают инновации внутри структуры. Всё это потенциальный рынок для трекера.










Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий