Венчурный инвестор Алексей Соловьев представил результаты второго исследования «Стартап Барометр». Опрос более 530 основателей IT-стартапов показал их особенности развития, финансирования и выявил ключевые барьеры для роста компаний. В этом году партнерами исследования выступили MTS Startup Hub, Sistema_VC, ФРИИ и EY. Публикуем основные выводы исследования.

Портрет основателя

Средний возраст основателей — 36 лет, большинство из них мужчины. Вопреки стереотипам о том, что запуском стартапов интересуется в основном молодежь, в реальности предпринимателей в возрасте 18-25 лет среди ответивших наименьшее количество. Эти показатели не изменились по сравнению с данными 2018 года, а скорее подтвердили тот факт, что средний показатель возраста основателя бизнеса — от 30 до 40 лет.

Почти у трети (27%) респондентов есть опыт работы в крупных компаниях (год назад таких было 23%). 24% опрошенных ранее имели собственный бизнес, еще 23% опрошенных работали по найму в небольших или средних компаниях. Эту практику подтверждает опыт EY, говорит Антон Устименко, партнер EY в России: «Значимая доля участников нашего конкурса «Предприниматель года» в мире и в России имеет опыт работы в корпорации до начала карьеры предпринимателя. Это частично объясняется тем, что инвесторы не всегда готовы вкладывать деньги в стартап, основатели которого не имеют ни продукта, ни личной финансовой подушки».


Факт прихода в бизнес опытных людей позволяет говорить о потенциальной зрелости создаваемых продуктов. Как правило, человек с корпоративным опытом обладает профильной экспертизой, что при формировании команды с необходимыми для стартапа компетенциями является неоспоримым преимуществом, — приводятся в исследовании слова директора департамента инноваций МТС Дмитрия Курина. Правда зачастую опыта работы в корпорациях недостаточно для успеха. «Собственный бизнес в корне отличается от работы по найму, бывшему сотруднику крупной компании приходится учиться предпринимательству с ноля», — предупреждает директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев.

Основные черты развития стартапов и их особенности

В основном, опрошенные экспертами стартапы запущены 1-3 года назад, 15% компаний работают на рынке больше пяти лет. У них два и более основателей. 68% предлагают высокотехнологичные IT-решения или приложения для бизнеса, применимые в разных отраслях. Внедряют AI и Big Data, и не имеет аналогов (по мнению основателей) в России (23%) и в мире (19%).

Отрасли IT-стартапов — исследование

Есть готовый прототип и первые продажи у 45% респондентов. У трети нет доходов, по 22% компаний получают до 1 млн рублей выручки в год или от 1 до 10 млн. Две трети стартапов работают по b2b-модели (50% — чистый b2b, 27% — b2b2c). Только около 14% решений и продуктов создаются для конечного потребителя. Большинство b2b-компаний в качестве клиентов предпочитает малый и средний бизнес (так ответили 39% респондентов), а продавать крупному бизнесу стремятся 29%. Только 21% предпринимателей рассматривает крупные корпорации в качестве клиентов, хотя в прошлом году этот вариант выбрали больше половины респондентов (51%).


Основной доход предпринимателей приходится на продажи в России — 67% опрошенных получают от 70 до 100% дохода внутри страны. Основатели объясняют, что им не хватает ресурсов на продвижение за границей: средств, сотрудников, понимания специфики рынка, на это сослалась четверть опрошенных. 21% хотят сначала протестировать бизнес в России, 19% находят свой продукт неготовым для экспансии за рубеж, а локальным свое решение называют лишь 6%.

Часто основателям достаточно небольшого бизнеса, который прокормит основателей, поясняет Калаев. Но зацикленность на российском рынке мешает стартапам привлекать финансирование, уточняет директор «Акселератора ФРИИ». Выходить компаниям на новые рынки часто могут помочь акселераторы или инвесторы. «Например, у ФРИИ для этого есть несколько форматов, один из них — Go Global, позволяет IT-компании пройти самую сложную часть пути от ноля выручки за рубежом до первых $100 тыс. в месяц», — объясняет Калаев. По его словам, также очень полезным является опыт компаний, которые уже вывели свои продукты на другой рынок и готовы об этом открыто рассказать. Он советует прислушаться к их советам, наверняка их можно «поймать» на конференциях и других мероприятиях.

«При этом важно понимать, что многие инструменты, в которые верят основатели стартапов, не работают. Например, многие полагают, если нанять хорошего местного продавца или заполучить крутых партнеров, они и помогут «взорвать» продажи. Зачастую это не так. Главным фактором успеха является 100% погружение самого СЕО компании в получение результата на новом рынке. Если СЕО делает это по остаточному принципу или делегирует кому-то, провал при таком подходе практически гарантирован», — подытоживает Калаев.

Опрос показал, что большинство основателей сконцентрированы не на привлечении инвестиций или сбыте, и на первое место они ставят разработку. По сравнению с прошлым годом, где продукт вышел на первое место с десятипроцентным отрывом, сегодня разрыв между ответами составляет 2-3%. Возможно, это иллюстрирует осознание со стороны основателей, что их стартап должен в первую очередь приносить прибыль, утверждают эксперты исследования. «Начинающие предприниматели могут позволить себе сфокусироваться на «докручивании» продукта, а не его коммерциализации, только в том случае, когда инвесторы на рынке готовы это финансировать. В России не настолько большие объемы свободных средств для инвестирования, в связи с чем горизонт выхода на рентабельность стал более значимым фактором для инвесторов. Именно поэтому стартапы стали уделять больше внимания экономике проектов и привлечению инвестиций», — отмечает вице-президент по инвестициям венчурного фонда Sistema_VC Искандер Гиниятуллин.

На какие деньги запускают IT-компании

86% основателей, запустивших стартап на свои деньги, развиваются на собственные средства и полученную выручку без внешних инвесторов. 47% основателей, запустивших стартап на грант, продолжают расти на эти деньги или привлекают новый грант. У 77% стартапов нет внешних инвесторов вообще, они развивают свой бизнес на собственные вложения или с помощью грантов, но этих средств не хватает. Больше всего предпринимателям нужны деньги: 51% основателей ставят этот пункт на первое место среди необходимых ресурсов.

 На какие средства запускают стартапы — исследование

Как правило, действующего инвестора нашли по рекомендации знакомых, это непрофильный инвестор, который вложил в стартап не более $300 тыс., получив за это акции компании. В течении полугода проект собирается поднимать новый раунд. 43% опрошенных не имеют претензий или пожеланий к действующим инвесторам, они всем довольны.

Интересно, что наиболее зрелые стартапы (на стадии стабильного развития) не стремятся привлекать внешние инвестиции (35% — большинство из них), а значит не связывают реализацию своих планов с внешней подпиткой. Хотя как раз в такие компании на поздних стадиях хотели бы вкладывать деньги фонды. Количество тех, кто не планирует привлекать инвестиции, увеличивается по мере взросления компании.

Как найти инвестора — исследование

Основными действующими инвесторами стартапов являются частные непрофильные инвесторы, а на второе место в этом году поднялись российские венчурные фонды. Бизнес-ангелы входят в бизнес только 11% компаний, уступив в этом году в позициях акселераторам. 

Чего не хватает технологическим компаниям

Основной причиной, которая тормозит развитие бизнеса, основатели уже второй год называют потребность в деньгах, при чем в 2019 году эта проблема стоит наиболее остро — ее выделили почти 63% респондентов. На второе место среди барьеров предприниматели поставили низкую заинтересованность стратегов в инновационных продуктах и компаниях. С пятого на третье место в этом году поднялся пункт о нехватке квалифицированного персонала. Текущее состояние экономики и положение России на международной арене в этом году стало меньше беспокоить предпринимателей : 34% предпринимателей выбирают этот ответ по сравнению с 42% в прошлом году.

Главные проблемы стартапов — исследование

Предприниматели–участники опроса считают, что акселераторы больше всего помогают развиваться стартапам: 50% основателей выбрали вариант «помогают» и 15% — «очень помогают» — это самая большая доля положительной оценки среди всех игроков рынка. При этом пока меньше всего помощи ждут и получают стартапы от корпораций: 29% говорят, что корпорации «никак не помогают», и 45%, что «почти не помогают». В отношении институтов развития и бизнес инкубаторов этот показатель пока неоднозначный. А вот ответы о поддержке от венчурных фондов и бизнес-ангелов все же перевешивают в положительную сторону.

Кто помогает стартапам — исследование

«В этом году «Стартап Барометр» показал, что стартапы находятся в активном поиске инвестиций, но если сравнить полученные цифры с фактической ситуацией (сколько компаний в целом имеют внешнее финансирование), то становится очевидным огромный разрыв между желанием и реальностью. Ожидания основателей по суммам инвестиций не оправданы: их выручка не позволяет рассчитывать на такие объемы. В целом это сигнализирует о том, что предприниматели не могут пока грамотно оценить свою компанию, рассчитывая получить деньги венчурного инвестора», — подытоживает Алексей Соловьев, венчурный инвестор и инициатор исследования.

Фото на обложке: Seth Doyle / Unsplash, инфографика: «Стартап Барометр»