Маргарита Зобнина, директор департамента экосистемных проектов ФРИИ, ищет ответ на вопрос, можно ли в принципе научить интернет-предпринимательству – или более оптимально дать студентам возможность набить все шишки самостоятельно.
В зависимости от того, к каким источникам обращаться, вы сможете найти совершенно противоположные взгляды на эту тему. Например, журналист и лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман в свое время обосновал необходимость обучения школьников и студентов основам технологического предпринимательства и утверждал: «если вы хотите больше рабочих мест, создавайте новых Стивов Джобсов». С другой стороны, венчурный инвестор Питер Тиль ещё в 2010 году запустил программу 20 under 20, в рамках которой раздавал подросткам гранты на открытие бизнеса в размере $100 000 – но только при том условии, что они бросят учебу в университете. В этом случае Питер Тиль является лишь одним из многих сторонников радикальной теории, согласно которой высшее образование бесполезно, а научить предпринимательству невозможно в принципе: надо просто начинать бизнес и учиться на своих ошибках.
Вопрос это достаточно провокационный – особенно в такой во многом консервативной сфере, как образование. Именно в силу консервативности многие участники образовательного процесса стараются придерживаться правила «не сломалось – не трогай». Поэтому чаще всего университеты учат потенциальных предпринимателей так же, как и, допустим, математике или истории – ислючительно в теории. В этом случае на работу, тестирование гипотез и приобретение собственного опыта у студентов просто не остается времени – все уходит на изучение теории. Само собой, когда такие выпускники заканчивают учебу и окунаются в мир реального бизнеса, то сразу ощущают собственную оторванность от реальности. В жизни всё оказывается совсем не так, как в учебниках. Предпринимательству же, как и допустим, языкам или планированию семьи, невозможно научить с помощью такого подхода: эти предметы требуют практики. Логично, что именно эти предприниматели впоследствии и становятся главными евангелистами гипотезы «учить бизнесу бесполезно».
Но парадокс в том, что статистика опровергает эту гипотезу. В 1997 году исследование норвежского опыта в сфере ПО продемонстрировало, что выпускники бизнес школ по с базовой специализацией «предпринимательство» в три раза чаще начинают собственный бизнес, чем выпускники бизнес-школ с другой базовой специализацией. Согласно исследованию влияния предпринимательского образования в университетах США, выпускники, прошедшие обучение на курсах по предпринимательству, начинают собственный бизнес с вероятностью в 5 раз выше, чем представители контрольной группы. Аналогичные результаты показали исследования и в других западных странах – в Канаде, Бельгии, Дании, Эстонии, Финляндии, Норвегии. При этом тяжело сказать, влияет ли прохождение фаундером соответствующих образовательных программ на выживаемость компании – таких исследований практически не проводилось. В анализе Research Institute of Industrial Economics отмечается, что выпускники шведских программ Junior Achievement Company Program и их компании зарабатывают ощутимо больше, но процент выживаемости среди них точно такой же, как и в среднем по рынку.
В образовательной среде известна такая концепция, известная как «таксономия Блума». Эта классификация педагогических целей была предложена группой ученых под руководством Бенджамина Блума более 60 лет назад, и до сих пор сохраняется свою актуальность. Согласно этой классификации, освоение навыков в когнитивной области можно разделить на 6 уровней: запоминание, понимание, применение, анализ, оценка и созидание. Традиционные образовательные методы задействуют только нижние уровни пирамиды, заставляя ученика запоминать, понимать и, иногда, в лучших случаях - применять полученные решения. Именно за это, например, часто критикуют ЕГЭ: он проверяет только запоминание и понимание материала, а не умение применять его на практике. Для обучения студентов основам предпринимательства этого явно недостаточно. Именно поэтому мы разрабатывали наш образовательный курс для вузов так, чтобы не только дать необходимые знания, но и помочь студентам отработать полученные навыки в их собственном бизнесе. Наш курс – как теплица, в которой выращивают помидоры до окончания заморозков, пока студенческие стартапы не перейдут долину смерти.
К сожалению, исследований о корреляции между бизнес-образованием и успешностью бизнеса, аналогичных западным, в России пока не проводилось: для полноценного анализа не хватает накопленных данных. Но какие-то результаты обучения студентов интернет-предпринимательству видны уже сейчас. Самый главный критерий, который мы отслеживаем – число проектов, созданных студентами за время обучения и впоследствии поданных в Преакселератор ФРИИ. Таких на сегодняшний момент насчитывается около 100. В целом же учебные заведения, с которыми мы работаем, отмечают увеличение вовлеченности студентов в инновационную деятельность Студенческие команды стали активнее участвовать во внешних мероприятиях инфраструктурных организаций и стартап-сообщества. Десяток студенческих проектов получил гранты от Фонда содействия малому предпринимательству, еще полдесятка проектов более ранних стадий получили экспертизу и менторство от бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ-Пермь.
Многие слышали о правиле «10 000 часов», которое Малкольм Гладуэлл сформулировал в книге «Гении и аутсайдеры». Согласно автору, чтобы стать профессионалом в определенной области, надо практиковаться в ней более 10 000 часов. Предпринимательство – точно такой же навык, как и любой другой; а значит, чтобы стать успешным предпринимателем, надо постоянно работать, совершать ошибки и пробовать снова. И, как показывает практика, начинать лучше в самом раннем возрасте. Основатель Virgin Group Ричард Брэнсон ещё в 16 лет запустил собственный журнал для студентов и, хотя выбранная бизнес-модель быстро показала свою несостоятельность, именно она натолкнула предпринимателя на идею рассылать музыкальные записи по почте. Этот бизнес и стал фундаментом успеха будущего миллиардера. Уолт Дисней был уволен из газеты за «отсутствие воображения» и в 22 года открыл студию по производству мультфильмов, которая вскоре обанкротилась – а сегодня корпорация Disney зарабатывает более $55 млрд в год.
Но чтобы будущие Джобсы и Цукерберги умели применять свои знания на практике и не набивали шишки там, где их можно избежать, мы и сделали наш курс. Пройдя который, студент получает билет в мир настоящего интернет-бизнеса с возможностью получить инвестиции. И такие студенческие проекты среди соискателей предпосевных инвестиций у нас уже есть. Дело за остальными.