Почему сейчас?
Многие из нас начинали общение в мессенджерах с ICQ, а некоторые и вовсе помнят IRC. Но общение эволюционировало — пользователю было необходимо уже делиться медиаконтентом, так мы перешли в социальные сети.
Сейчас мы на этапе следующего витка: мы находимся под давлением огромного массива информации в социальных сетях, мы перегружены огромным количеством шума, постороннего контента. Мы по-прежнему нуждаемся в обмене медиаконтентом, но устали от перенасыщенного информационного поля. Теперь мы, пользователи, снова выбираем более узкий и персонализированный канал — мессенджеры.
Когда этот момент перегрузки информацией в социальных сетях наступил, родилась идея предложить пользователю в привычной ему среде — мессенджерах — использовать услуги и сервисы в формате сообщений через чатботов. Это программа, которая работает через мессенджер (и диалоговые системы), и способна взаимодействовать, а по сути — общаться с пользователем для различных целей. Чатбот автоматически по команде или по условию выполняет разные действия.
Кто в игре
В 2015 году набирающий популярность Telegram одним из первых запустил в своем мессенджере чатботов, и с этого момента поднялась настоящая волна.
На данном этапе мессенджеры стоит разделить на два типа:
1. Для общения
Люди заводят разговоры со своими друзьями и знакомыми по определенным темам. У таких мессенджеров гораздо больше пользователей, чем у корпоративных, и они обладают стандартным функционалом.
2. Корпоративные
Их используют для увеличения скорости коммуникации внутри команды. Данный тип мессенджеров предлагает специфичный функционал — роли внутри мессенджера, создание ограниченных чатов внутри команды и т.д. Один из ярких примеров такого типа — Slack.
Вторые, на данный момент, более активно развивают свою экосистему, в том числе и с помощью чатботов. В Slack появился магазин чатботов, который помогает пользователям находить и покупать ботов под разные задачи. Также Slack анонсировал запуск венчурного фонда с объемом инвестиций в $80 млн и уже проинвестировал несколько чатботов! Из российских аналогов корпоративных мессенджеров в роли догоняющих Bitrix24, которые на базе своего внутреннего чата также сделали платформу для создания чатботов.
Гонка платформ
Наиболее активно в области платформ для создания чатботов развиваются молодые мессенджеры:
— Telegram запустил целую вереницу событий в июле 2015 года. А в апреле этого года Telegram выпускает глобальное обновление — новые «фишки» для своих чатботов — ровно за 2 дня до конференции F8 конкурента Facebook.
— Американский Kik (с азиатскими корнями) запускал платформу с осторожностью — сначала открыл возможность создания чатботов на базе своей платформы только для определенных бизнесов, но совсем недавно открыл API для чатботов, которым могут воспользоваться все желающие.
— Slack анонсировал в декабре 2015 года магазин чатботов и фонд для развития экосистемы.
Активность СМИ делает свое дело, и в этом году начали подтягиваться уже основные игроки рынка:
— В самом начале года разработчики Whatsapp обещают во второй половине 2016 года запустить функционал по созданию чатботов.
— «ВКонтакте» открывает BizMessage API — сервис «Сообщения для бизнеса», чтобы пользователь мог писать напрямую в сообщества брендов по любым вопросам, это самая большая аудитория в России, но на данный момент платформа очень ограничена по функционалу.
— Технологический гигант Microsoft анонсирует BotFramework и вместе с ней — создание чатботов в Skype.
— 12 апреля на конференции F8 Facebook анонсирует свою бот-платформу для Facebook Messenger, но делает это аккуратно — с премодерацией и многими ограничениями для разработчиков.
Сравнение платформ для создания чатботов разных мессенджеров:
Пользователи и функционал чатботов
Основной ресурс платформ для разработки чатботов — это пользователи. Около 3 миллиардов пользователей активно используют мессенджеры и уходят туда из социальных сетей. Многие пользователи имеют сразу несколько мессенджеров и разделяют их под конкретные задачи. Это позволяет разработчикам чатботов лучше фокусироваться на нужной аудитории.
Чатботы под корпоративные мессенджеры наделяют функционалом, без которого не обходится ни один рабочий день, — это создание встреч, опросы работников, аналитика и статистика внутри мессенджера.
В массовом секторе мессенджеров для общения преобладают несколько направлений:
— Личные помощники — позволяют работать с твоими файлами, сообщениями, напоминаниями, например, бот LingvoBot позволяет пользователю переводить сообщения на разный язык. Или Comstatbot, который позволяется вести статистику в групповых чатах.
— Информационные чатботы — например, рассказывают о погоде (Poncho, Weatherman) и предоставляют сводку по курсу валют.
— Новостные (свои боты есть уже у многих СМИ — Forbes, Meduza, Techcrunch, CNN и т.д.)
— Развлекательные — например, MyPokerBot, GalatronVS, Zurvival, Playzork.
— Ecommerce assistant (H&M, BlynkStyle).
Экосистема: ниши
Из-за низкого порога входа для разработчиков чатботов и сильно разогретой темы произошел большой наплыв программистов в эту область. По разным данным количество активных разработчиков насчитывает уже несколько десятков тысяч. На этой почве некоторые команды решили создавать горизонтальные решения, помогающие разработчикам.
-
В первую очередь всем стали необходимы инструменты для распространения чатботов и маркетинговые платформы, так как практически ни в одном мессенджере нет официальных каталогов чатботов.
-
Самые известные на данный момент компании разрабатывают конструкторы для чатботов, которые позволяют легко и быстро создать простого чатбота.
-
Следующая категория команд решает вопросы по агрегации точек входа пользователей, первичной автоматизации и передачи данных для дальнейшей человеческой обработки.
-
Дальше на волне всеобщего хайпа идут различные AI и NLP решения. Тут команд очень много и найти по-настоящему что-то интересное сейчас затруднительно.
-
И последняя категория команд пытается решить вопрос некоторой операционной инфраструктуры. Такие команды представляют различные решения по сбору данных и его анализа, а также представляющие хостинг чатботам.
Перспективы и направления
На данный момент мессенджеры только пробуют запускать чатботов, многие делают это с осторожностью. Пользователи ждут сообщений, в первую очередь, от живых людей, но именно в этих платформах они хотят иметь функционал по решению повседневных задач. У мессенджеров свои правила, свой UI и UX — это не веб-сайты и не мобильные приложения.
Для некоторых кейсов это отличная площадка и, возможно, именно через мессенджер удастся предоставить пользователю уникальный сервис. А для больших компаний мессенджеры — это огромная аудитория, которая станет ключевым фактором для распространения своих сервисов, продуктов и услуг в мессенджерах.Уровень интерактивности, заложенный в чатботов, — это будущее, в котором пользователь не будет привыкать к интерфейсу и понимать/подчиняться логике работы программы. Этот формат будет менять подход к взаимодействию с сервисами, интернет-серфингом, поиском и представлением информации.
А для нас, разработчиков, — это огромная возможность сделать будущее реальностью!