«В первую очередь узнайте своих клиентов» – опытные стартаперы дают советы молодым.
Первый вопрос, которым задаешься, придумав гениальную идею о новом продукте, – с чего начинать. Мы поговорили со предпринимателями, которые уже построили успешный растущий бизнес и многому научились на своих и чужих ошибках. Они рассказали, как с самого старта все сделать правильно, и сошлись во мнении, что первый шаг на пути к успеху – максимально четко понять потребности своих клиентов, а деньги на первых порах не так важны, как команда единомышленников с горящими глазами.
Олег Кивокурцев
Основатель и директор по развитию компании Promobot
«Если вы хотите запустить свой бизнес, первым делом изучите конкурентов. Если у вас появилась идея, и она стоящая, то наверняка она пришла в голову и кому-то еще. Рациональные идеи редко приходят только одному, нужно посмотреть, есть ли уже существующие решения. Это позволит избежать тех ошибок, которые совершали другие компании, и быть на шаг впереди. После стоит подумать о стратегии, оценить рынки и перейти к созданию MVP (Minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт).
На старте самое важное – сделать четкий план действий и определить, в каком направлении двигаться, выбрать свою нишу, собрать команду профессионалов и наметить первые шаги к реализации проекта. В основе всего должны быть вера в себя, безграничная трудоспособность и трудолюбие. На первоначальном этапе можно обойтись без крупных средств. Первые прототипы можно создать на свои деньги, либо совсем без денег. Это обычная практика, особенно если продукт является программным. И очень важно понимать, для кого создается продукт».
Дмитрий Зарюта
Генеральный директор компании Easy Ten, выпускник акселератора ФРИИ
«Первый шаг любого начинающего стартапера – критическая оценка главной идеи проекта. Нужно посмотреть, есть ли уже такие идеи на рынке, реализованы ли они, рассказать об этой идее тем, на кого она направлена, чью проблему она решает. Также нужно посмотреть, как ее можно реализовать, какими силами, технологиями, сколько это будет стоить.
Желание – самый главный ресурс. В сфере IT деньги не играют первостепенное значение, технологии создания продуктов стали достаточно дешевыми. То есть, можно дешево создать продукт, который будет удовлетворять потребности пользователя на небольшом сегменте рынка.
Самый плохой сценарий - если вы начали что-то делать, потратили на это несколько месяцев, а потом выяснили, что это никому не нужно или абсолютно идентичный продукт уже есть на рынке. Если продукт плохой – это равносильно тому, что его нет. Все остальное поправимо. Если неправильно структурировали компанию, то можно создать новую, можно исправить ошибку в рекламном баннере или нанять другого сотрудника, но если ваш продукт не отвечает потребностям вашего клиентского сегмента, то никакие суперсовременные методики развития бизнеса и продвижения продукта вам не помогут».
Максим Лагутин
Основатель и генеральный директор компании Site Secure, выпускник акселератора ФРИИ
«Начинать следует с проверки идеи, и я рекомендую воспользоваться сервисом Wordstat Яндекса, чтобы посмотреть, есть ли интерес к теме. Если идея востребованная и присутствуют конкуренты, то на следующем шаге полезно выяснить, за счет чего можно занять свою долю рынка и заработать деньги – предложить новую технологию или малоизвестную экспертизу, обеспечить более высокий уровень сервиса, внедрить конкурентоспособную бизнес-модель. Стоит также пообщаться с потенциальными клиентами, чтобы понять их потребности и что не устраивает в текущих предложениях в этой сфере. Главное для начала бизнеса – умение слышать клиентов, быстро реагировать на изменения ситуации, задавать правильные вопросы и не бояться ошибаться. И, конечно, не обойтись без команды. Один в поле не воин, без мотивированной команды единомышленников прорыв невозможен».
Александр Братчиков
Основатель Smetus Multiroom, выпускник акселератора ФРИИ
«Если вы решили начать собственный бизнес, в первую очередь, ответьте для себя на следующие вопросы:
• для кого ваш продукт;
• существует ли на самом деле та проблема, которую вы хотите решить с помощью продукта;
• помогает ли продукт кому-то еще, или он помогает только вам;
• готовы ли люди за это платить, и сколько они готовы будут заплатить.
До того, как вкладывать деньги в дорогостоящую разработку продукта, важно определиться, кто ваш клиент. Вам нужно найти его и пообщаться с ним, и в ходе этого интервью представьте, что у вас уже есть продукт и попробуйте его продать. Таких интервью нужно сделать минимум 10 для B2B сферы и от 50 до 100 для B2C продуктов. Это позволит сформировать понимание клиента и даст ответ на вопрос, нужен ли ваш продукт рынку. Для начала также следует обязательно сформировать костяк в команде, который замотивирован не только на деньги, но и на достижение цели. Такие люди останутся, с какими бы трудностями не пришлось столкнуться вашему стартапу».