С 17 по 19 марта в Научном исследовательском технологическом университете «МИСиС» прошёл форум Breakpoint для студентов, ищущих работу в сфере технологий. Руководитель департамента исследований  ФРИИ Маргарита Зобнина выступила перед его участниками и теперь рассказывает, почему надо верить в студенческие проекты.

Margarita_Zobnina_02.jpgЯ верю в то, что студенты могут делать крутые технологические проекты. Учеба в ВУЗе – самое подходящее время для того, чтобы попробовать начать своё дело: когда есть энергия, время в запасе и мотивация, и еще нет страха совершить ошибку, корпоративной зашоренности, детей и кредитов. В конце концов, многие успешные глобальные компании вроде Facebook были основаны именно студентами. 

Правда, именно в силу перечисленных выше причин многие начинающие предприниматели совершают одни и те же ошибки. И это обидно: ведь все эти грабли давно уже классифицированы и подробно расписаны не только в учебниках по менеджменту и развитию стартапов, но и в наших многочисленных статьях. Чтобы в очередной раз предостеречь студентов от классических ошибок и поделиться с ними практическими советами, мы с руководителем ФРИИ Дмитрием Калаевым и отправились на форум Breakpoint.

Преподавая в МГУ и НИУ ВШЭ, я давно вижу большой интерес студентов к теме создания своего бизнеса и желание больше практиковаться. Но университеты не дают практических инструментов. Так что я решила рассказать студентам на форуме о смысле и ценности любого бизнеса: как найти этот смысл и помочь потребителю решить актуальные для него проблемы?

Начинающие предприниматели часто допускают одну и ту же ошибку, которая в большинстве случаев просто губит проекты: разрабатывая продукт, они забывают о «боли» предполагаемого клиента и его потребностях.

Хотя каждый стартапер обычно считает, что его продукт необходим, важен для всех и вообще лучший в мире, рынок огромен, а целевая аудитория – всё население Земли, при столкновении с реальностью все эти галлюцинации распадаются. В первую очередь – мечты о востребованности.

По исследованию CB Insights, 47% стартапов умирают именно от отсутствия рыночной потребности. Еще 29% - от того, что у основателей закончились деньги, а это значит, что потребители не захотели покупать продукт в том количестве и по той цене, которую установила компания. И это проценты – только если считать долю от проинвестированных стартапов, то есть, инвесторы которых посчитали, что продукт интересный и профинансировали его.

mediacenter_breakpoint_photo_01.jpg

Заменяя общение с потребителем, выявление его болей и задач своими фантазиями, основатели стартапов часто просто боятся пойти к потенциальному клиенту, чтобы тот не разрушил их. Но это важный этап, который необходимо проделать.

Но не только стартаперы, над которыми так любят шутить технари, попадают в подобные ловушки. Часто умные и прекрасные инженеры и ученые в своих разработках даже не задумываются о том, что  могут сделать для реальных людей и общества. И делают интересные технически, но совершенно невостребованные рынком продукты, мечтая о прекрасном инвесторе на белом коне, который прискачет сам, принесет деньги, найдет рынок, найдет потребителя и его боль и сделает вокруг большую  успешную компанию. Но это мечты с такими же редкими исключениями, как реализация сказок про Золушку.

На мой взгляд, главные качества предпринимателя, как и маркетолога — это эмпатия и умение соблюдать баланс: им нужно хорошо понимать и чувствовать своего потребителя, его боли и радости, что он ценит и что для него важно. При этом необходимо соблюдать баланс между счастьем потребителя и прибыльностью компании, что на самом деле крайне сложно, да и перекосы случаются в обе стороны. Именно эту мысль я и старалась донести до слушателей Breakpoint.

Во время выступления я спросила участников, кто из них хотел бы стать предпринимателем – и руки подняли практически все. Более того, многие участники конференции уже делают проекты в самых разных областях: в образовательной робототехнике, человеко-машинном взаимодействии, интерактивных информационных системах, больших данных и т.п. Причём техническая проработанность этих проектов вызывает уважение.

Судя по вопросам и отзывам, после нашей сессии многие студенты задумались над этой составляющей своих проектов. Надеюсь, что это поможет им сделать из своих интересных проектов реально работающий бизнес, который будут полезен для общества и прибылен для основателей и инвесторов. А мы продолжим обучать начинающих предпринимателей в рамках нашей образовательной программы для ВУЗов. В конце концов, все предприниматели-миллиардеры когда-то были студентами.