В сентябре 2010 года университет MIT проводил свой традиционный Startup Bootcamp — день, когда предприниматели и венчурные инвесторы рассказывают студентам, как открыть свою компанию. Мероприятие начиналось рано, в 9 утра. Но, конечно, к самому началу пришли не все. Опоздавших на входе встречал молодой рыжеволосый парень лет 25. Сидел за столом регистрации, спрашивал имя, выдавал бейджи. Опоздавшие не могли знать, что перед ними Крис Ванстрас, самый молодой из трех основателей GitHub, который и открывал Startup Bootcamp. Он просто решил помочь. «Крис тогда еще не был известной фигурой. Все думали, что он просто один из организаторов», — вспоминает IT-предприниматель Энди Кук, очевидец той сцены.

В июне сервис для разработчиков GitHub был куплен Microsoft за $7,5 млрд. И Ванстрас смог заработать на этой сделке больше других основателей — Тома Престона-Вернера и Пи Джей Хайетта. По оценке Forbes, Ванстрас после сделки получит $1,5 млрд, другие основатели — $1,25 млрд и $1 млрд соответственно. Но складывается ощущение, что для Ванстраса скорее важен другой факт. Он наконец перестанет быть гендиректором — этого он хотел как минимум весь последний год.

>>> Больше интересных статей читайте в блоге ФРИИ на Яндекс.Дзен <<<

Программирование или английский?

Еще ребенком в Огайо Ванстрас хотел стать программистом и даже учился кодить самостоятельно. Но потом зачем-то решил поступить в Университет Цинциннати, чтобы стать специалистом в английском языке. «Я считал, что чем бы я не занимался в жизни, мне придется говорить, читать и писать на английском», — объяснял Ванстрас свой поступок в одном из интервью. Но тяга к программированию победила. Он все чаще стал пропускать занятия ради того, чтобы кодить. Почему он сразу не выбрал программирование? В интервью РБК Ванстрас объяснял, что он один из тех людей, кто не может учиться в классах. «Я лучше почитаю книгу. Я ходил на занятия по программированию, но мне казалось, что у меня никогда не получится, потому что не могу научиться. Оказалось, что мне не подошел метод обучения. Когда я занялся самообразованием и стал читать книги, начался прогресс» — говорил Ванстрас.

Научиться программировать Ванстрасу помогло сообщество PHP-разработчиков. «Они старались помогать и подбадривать, делились знаниями и учили меня разным вещам», — вспоминает предприниматель. В итоге, через два года в колледже Ванстрасу предложили работу программиста на популярном технологическом сайте CNET. Ванстрас опасался, что не справится с работой, поскольку был самоучкой. Но предложение принял и переехал в Сан-Франциско, бросив колледж. «Разве 20-летние думают о рисках», — говорит Ванстрас.

То решение бросить колледж и начать работать на CNET оказалось верным. Спустя пару лет, в октябре 2007-го в Сан-Франциско на конференции разработчиков Ванстрас познакомился с Томом Престоном-Вернером. Оба были фанатами программирования, но разница заключалась в том, что Престон-Вернер к этому моменту уже успел сделать свой стартап Gravatar и даже успешно продать его. Молодые программисты стали обсуждать друг с другом, что сообществу программистов очень не хватает сервиса, куда можно было бы загружать большие куски кода для совместной работы. Так и родился GitHub. Чуть позже к ним присоединился Пи Джей Хайетта, с ним Ванстрас работал в CNET.

Временный отдых

Почему именно Ванстрас стал первым гендиректором GitHub, история умалчивает. Еще в детстве он хотел быть «разработчиком, который делает видеоигры и веб-сайты, хотел быть частью команды, делающей вещи, которые полюбят люди». На начальном этапе GitHub как раз это и требовалось. Нужно было создать сообщество вокруг сервиса. И Ванстрасу это удалось. К июлю 2009-го у GitHub уже было 100 000 пользователей, а в 2010-м число репозитариев — хранилищ программного кода — превысило отметку в 1 млн.

Популярности GitHub среди разработчиков хватало на то, чтобы прожить 4 года без привлечения дополнительных средств. Но в 2012 году сервис привлек $100 млн от венчурного фонда Andreesen Horowitz, хотя компания зарабатывала уже несколько миллионов долларов в год. Это была крупнейшая инвестиция в истории фонда. С этого момента началось бурное развитие GitHub. Он уже зарекомендовал себя в среде разработчиков, но нужно было нарастить аудиторию и усилить монетизацию. В этот момент Ванстрас передал пост гендиректора Престону-Вернеру, у которого уже был успешный опыт раскрутки стартапа. Сам Ванстрас сконцентрировался на техническом развитии GitHub.


В первый год после привлечения инвестиций GtiHub представил сразу несколько новых продуктов для разработчиков. Число репозитариев к концу 2013-го выросло в 5 раз по сравнению с началом 2012-го – до 10 млн, а число пользователей превысило отметку в 4 млн. Но в начале 2014-го в GitHub вновь случились перестановки в руководстве. Ванстрас вернулся на пост гендиректора, а Престон-Вернер стал президентом компании. Причины перестановок не сообщались. Говорилось, что Престон-Вернон займется разработкой новых сервисов и инструментов, а Ванстрас сфокусируется на стратегии компании.

Спустя несколько месяцев Ванстрас остался один, Престон-Вернон покинул компанию. Дело в том, что последнего обвинила в сексуальных домогательствах бывшая сотрудница GitHub Джули Энн Хорват. Компания провела внутреннее расследование, которое показало, что обвинения были необоснованны, но Престон-Вернер мог допустить ошибки, когда рассматривал жалобу сотрудницы.

Внешне — хорошо, а внутри — не очень

Когда Ванстрас был гендиректором GitHub в самом начале, то это был скорее «сервис для своих». В середине 2014-го GitHub пользовались миллионы разработчиков и крупные компании. Например, в 2015-м использовать сервис начала компания Apple. А интернет-гигант Google и вовсе не выдержал конкуренции с GitHub и закрыл аналогичный сервис Google Code. В дополнении к этому Ванстрас получил проблемы роста штата компании и необходимость урегулировать претензии в нескольких странах — в 2014-м сервис по очереди блокировали Россия и Индии.

Внешне у GitHub все было хорошо. Появлялись новые продукты, число пользователей росло — 9 млн пользователей и более 21 млн репозитариев на март 2015-го, открылся офис в Японии. Компания даже привлекла новый раунд инвестиций — $250 млн от Sequoia Capital. Фонд оценил GitHub в $2 млрд. Для сравнения: в 2012-м во время инвестиций от Andreesen Horowitz оценка была $750 млн.

Но внутри все было не так радужно. В начале 2016 году в GitHub случился исход топ-менеджеров — компанию покинули финансовый директор, вице-президент по развитию бизнеса, вице-президент по разработке, главный по HR и еще несколько руководителей. В чем причина?

Издание Business Insider писало, что это следствие изменений во внутренней культуре стартапа, которые начал проводить Ванстрас. Раньше у GitHub была горизонтальная система управления на основе меритократии (когда руководящие посты занимают наиболее достойные и способные), Ванстрас начал внедрять вертикальную систему управления с менеджерами среднего звена. GitHub раньше славился лояльным отношением к удаленной работе. Теперь топ-менеджерам было запрещено работать удаленно, в компании перестал приветствоваться такой способ работы для всех сотрудников. Business Insider отмечал, что, по словам некоторых сотрудников, в GitHub появляется «культура страха» — она вытесняет тех, кто против изменений. Все это происходило на фоне того, что штат компании за год увеличился с 300 до 500 человек.


На этом проблемы не закончились. В конце 2016 года Bloomberg сообщил, что у GitHub резко выросли расходы — $66 млн за девять месяцев того года. Да, выручка была больше расходов — $98 млн, но она почти перестала расти. Bloomberg утверждал, что это на $3 млн больше, чем в прошлом году. Решать проблемы с финансами в GitHub пришел бывший вице-президент Tesla Майк Тейлор.

В августе 2017-го сотрудники GitHub собрались, чтобы отпраздновать $200 млн выручки. К тому моменту в компании работало 700 человек, у сервисы было более 21 млн пользователей. На той встрече он объявил сотрудникам, что покинет должность CEO. Правда, сначала он хочет найти себе замену. В интервью Forbes Ванстрас рассказал, что начала думать над отставкой с начала 2017-го года: «У GitHub отличный бренд, у нас отличное сообщество. Мы можем найти кого-то действительно опытного, кто станет CEO и возглавит компанию на следующие десять лет». Сам Ванстрас хотел путешествовать и узнавать, как люди используют GitHub. И он хотел программировать!

Новый руководитель нашелся, но вместе с ним нашелся и новый владелец GitHub — корпорация Microsoft. После сделки гендиректором GitHub будет Нэт Фридман, основатель среды разработки Xamarin. А Крис Ванстрас станет техническим специалистом в Microsoft. Очень богатым техническим специалистом в Microsoft.

Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий