Один хороший совет может сэкономить массу времени, денег и нервных клеток. Мы спросили успешных российских венчурных инвесторов о том, какие ценные профессиональные советы они получали – и как ими воспользовались.

mediacenter_osyka_almaz.png

Виктор Осыка, Associate в Almaz Capital

Несколько лет назад Артур Паттерсон, основатель венчурного фонда Accel Partners, сказал мне, что венчурная отрасль особенная - ты погружаешься в определенные сектора и накапливаешь там опыт, а в это время большие, масштабные инновации смещаются в какое-то непредсказуемое направление. И обширный старый опыт, парадоксальным образом, становится бесполезен. Поэтому в бизнесе вообще (и в венчурной отрасли особенно) требуется повышенная открытость к новому и подвижность сознания.  Так что я стараюсь регулярно пользоваться этим советом.

 

 andrei_romanenko.jpg

Андрей Романенко, управляющий партнёр Run Capital

Этот вопрос мне задают очень часто. Поэтому вряд ли скажу что-то новое. Наверное, два самых важных бизнес-совета достаточно давно дал мой старший и очень уважаемый знакомый. Следую этим советам и по сей день, хотя сначала не совсем понимал, как мне это может помочь. 

Первый: ежедневно читать новости, причем не только специализированные, касающиеся твоего проекта и рынка на котором он работает, но и общие – экономические, геополитические. Сначала ты просто читаешь новости, далее у тебя появляется целая картина, потом ты начинаешь анализировать, выявлять причинно-следственные связи, пытаешься прогнозировать. Второй совет: никогда не говори о том, что планируешь построить, разработать, оставь время за собой, одни и те же идеи итак очень часто возникают одновременно у нескольких людей, так что в твоих же интересам не помогать другим «доточить» мысли.

И ещё безусловный совет отца, который для меня пример для подражания с детства. Он всегда во всем был очень дисциплинирован, никогда не давал мне лениться, с интересом поддерживал все мои начинания. Его слова «делай сегодня и сейчас, завтра может уже быть поздно» теперь не только его, но и мой принцип.

 

mediacenter_vinogradov.jpg

Константин Виноградов, инвестиционный менеджер Runa Capital

Значительное влияние своими идеями на мою профессиональную жизнь оказал Сергей Белоусов, с которым я начал работать в 2012 году. Тогда еще, будучи студентом, меня сильно впечатлила его простая мысль о том, что бОльшую часть сознательного времени своей жизни до пенсии человек посвящает работе, а спит в принципе для того, чтобы работать. Другим важным тезисом, например, стала идея о реальной глобальности современного мира – этого ощущения часто не достает, например, российским предпринимателям. Множество подобных идей, которым я научился в первый год работы в Runa Capital, сильно отразились на моей картине мира.

Кроме того, один из самых важных и одновременно простых советов мне дал Сергей, когда познакомил с идеей Дэниэля Пинка, – для мотивации работника интеллектуального труда, кроме минимального уровня достойного вознаграждения, необходима триада autonomy, mastery, purpose. Это знание часто позволяет мне понять, что движет людьми в различных проектах и организациях, и как стоит с ними работать, чтобы они были замотивированы.

 

mediacenter_negodyaev.jpg

Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ

Один из самых ценных советов я получил в формате анекдота в 2007 году от одного из банковских топ-менеджеров, который рассказывал о планах грядущей экспансии в выражениях "а потом мы медленно спустимся с холма и медленно покроем всё стадо". Дело в том, что в венчуре особенно важно, с одной стороны, не торопиться, с другой - не слишком медлить. Когда ты знакомишься с претендующим на инвестиции проектом, он обычно тебе либо очень нравится, либо очень не нравится. Но первое впечатление всегда неполное. Надо дать время ему раскрыться - и только после этого принимать решение. И всегда внимательно смотреть ВСЕ цифры.


konstantin_sinushil.jpg

Константин Синюшин, сооснователь the Untitled venture company

Моя первая попытка сделать свою собственную компанию в самом начале 1991 года была связана с издательским бизнесом: мы планировали делать первый в России массовый лингафонный курс английского языка и продавать его через книжные магазины. Старшие товарищи, которые еще в эпоху кооперации занимались книгоизданием, познакомили меня с директором «Союзкниги», государственного советского коммерческого предприятия, являющегося оптовым поставщиком всех советских государственных книжных магазинов.

Директор оказался очень приятным (в меру моего тогдашнего представления) пожилым интеллигентным мужчиной, который и научил меня за один вечер всем азам бизнеса. Оказывается, в СССР было около 15 000 книжных магазинов, поэтому в условиях дефицита книг в течение приемлемого экономического срока можно было продать 15 000 экземпляров почти любой книги. Книгу интересную или известного автора можно было продать в объеме около 150 000 экземпляров, а бестселлеры могли легко разойтись и тиражами около 1 500 000 экз., если бы кто-нибудь вдруг решился издать их в таком количестве. 

Так вот, когда он услышал про лингафонный курс английского языка, то задал только один вопрос: есть ли у нас фонды на расходные материалы? И заявил, что онберет у нас 1 500 000 экземпляров по предоплате, а не на консигнацию. Проект не пошел, к сожалению, поскольку пока мы готовили контент, фондирование ушло в прошлое, а оборотных средств купить все по биржевой цене у нас не было. Но я вынес из этого случая два важных вывода. Во-первых, что социализм – это лучший спрос, лучшая среда, чтобы разбогатеть. Во-вторых, в бизнесе самое важное – это каналы сбыта, а не качество продукта.