Несколько дней назад прошла первая конференция о молодежном интернет-предпринимательстве, организованная ФРИИ. Рассказываем, как это было.
Более 200 участников со всех уголков России собрались на два дня во ФРИИ Сити Холле, чтобы ответить на следующие вопросы: как вовлечь студентов в предпринимательство и помочь им реализовать свои бизнес-идеи? Как оживить бизнес-инкубаторы и сделать их привлекательными для проектов? Почему будущее образования – за тесным сотрудничеством преподавателей и искусственного интеллекта? Состав конференции был действительно сфокусированным: представители ведущих ВУЗов и бизнес-инкубаторов встретились с сотрудниками ведущих российских компаний. Всего на форуме отметилось 67 ВУЗов из 23 городов России – от Калининграда и Новосибирска до Ярославля и Йошкар-Олы.
ФРИИ разработал и запустил курс по основам интернет-предпринимательства в прошлом году, чтобы помочь наиболее предприимчивым и талантливых студентам с подготовкой и запуском их проектов. Опросы российских студентов показывают, что в среднем почти 10% выпускников хотели бы открыть свой бизнес – при том, что в России ежегодно выпускаются 700-800 тысяч человек. Огромный предпринимательский потенциал! Поэтому в сентябре 2015 курс стартовал в 22 ВУЗах России, а к сегодняшнему дню был прочитан (либо читается) в 43 ВУЗах – во всех часовых поясах страны, от Калининграда до Хабаровска. Ко дню проведению форума были подписаны соглашения о преподавании курса с 79 ВУЗами, а на самой конференции состоялось торжественное подписание договора с 80-м учебным заведением – им стал МАМИ.
Все преподаватели курса теперь смогут в своей работе использовать самообучающуюся образовательную платформу, адаптированную специально для ФРИИ компанией Neuromap. Платформа тесно завязана на использование игровых механик и машинного обучения: каждый студент получает виртуальное альтер-эго и проходит с его помощью весь путь создания работающего проекта – от формулировки идеи и поиска команды до MVP и продаж. При этом система анализирует самые типичные ошибки, которые обычные совершают начинающие предприниматели, и помогает их избежать. По словам основателя Neuromap Романа Рабиновича, будущее глобального образования – не за искусственным интеллектом в отдельности, а за тесной совместной работой AI и настоящих преподавателей. И представленная на форуме платформа – первый шаг по дороге к такому будущему.
В целом первый день форума был посвящен обсуждению практических вопросов и проблем, актуальных для современного образования. Так, по словам куратора курса Маргариты Зобниной, преподаватель «Интернет-предпринимательства» - больше, чем просто преподаватель, он становится ментором для студенческих проектов и центром притяжения экосистемы.
Первый заместитель гендиректора «Корпорации развития Архангельской области» Ольга Горелова рассказала о том, как налаживать региональное взаимодействие и поддержку ИТ и предпринимательства на примере Архангельской области. Руководитель регионального развития ФРИИ Дарья Шубина поделилась опытом формирования предпринимательского сообщества в регионах. Директор бизнес-инкубатора ВШЭ Михаил Эрман перечислил главные факторы успеха бизнес-инкубатора, а советник реактора ННГУ им Н. И. Лобачевского Кендрик Уайт делился воспоминаниями и рассказывал, как надо (и как не надо) создавать экосистему предпринимательства в университете.
День закончился выступлением главы #tceh Рената Гарипова о том, какие стартап-мероприятия и для чего можно использовать в образовании, и поделился инструкциями по сборке.
Второй день форума ознаменовался итогом конкурса студенческих проектов, на который пришло более 70 заявок из 23 городов России. Финалистом оказался проект UDress, созданный студентами 1 курса магистратуры НИУ ВШЭ. Мы уже рассказывали о нем в материале о проектах, разработанных слушателями курса ФРИИ.
Также в рамках Форума были вручены памятные статуэтки победителям в следующих номинациях:
-
Корпорация развития Архангельской области («Партнёр года»)
-
Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ («Бизнес-инкубатор года»)
-
Татьяна Раева, Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина («Тренер года»)
-
Елена Васильева, Финансовый университет («За нестандартный подход к преподаванию Интернет-предпринимательство»)
-
Андрей Кутумов, Бурятский государственный университет («За первенство в преподавании интернет-предпринимательства»)
- Ирина Шафранская, НИУ ВШЭ, Пермь («За вклад в развитие курса Интернет-предпринимательство»)
Карина Урывская, доцент кафедры Экономических наук в Калининградском институте экономики
Если коротко, организаторы – молодцы, сделавшие очень полезный лично для меня форум. Что мне показалось самым ценным? Обмен опытом по развитию студенческих проектов, озвученный со сцены и в кулуарных разговорах за кофе, интерес к студенческим проектам со стороны бизнеса, выступления спикеров из Архангельска, Томска и Нижнего Новгорода, новые образовательные форматы от #tceh… А самым неожиданным оказалось то, что студенческое предпринимательство так сильно поддерживается и развивается. Методология есть, опыт есть, финансы тоже есть, инфраструктура, платформа и проекты – в наличии. Молодежное предпринимательство – это сила!
Татьяна Раева, Ивановский государственный энергетический университет, кафедра менеджмента и маркетинга
Особенно впечатлил географический охват участников форума. Также интересно было посмотреть на представленные студенческие проекты. Они хоть и получились очень разные, все равно ребята большие молодцы. Хотелось бы, чтобы в форуме в принципе приняло участие больше студентов.
Мне было очень полезно было послушать об опыте построения экосистемы предпринимательства в разных регионах. Самый значимый урок состоит в том, что нам необходимо развивать сотрудничество между ВУЗами внутри одного региона. В последнее время между ними (и даже внутри вуза между кафедрами) сложилась какая-то нездоровая конкуренция. Связано это и с сокращением бюджетного финансирования, и с борьбой за абитуриентов, и с введением рейтинговой системы вузов, кафедр и преподавателей, и, особенно в последний год, с формированием опорных вузов в регионе. Мы перестали дружить друг с другом, это плохо.
Евгения Горевая, к.э.н. доц. КМ НГТУ
Участие в форуме позволило мне погрузиться в высокопродуктивную среду – с полезными знакомствами, новыми трендами, полезными находками по реинкарнации вузовских бизнес-инкубаторов и новыми механиками интернет-предпринимательства в ВУЗах. А особенно – с лайфхаками от Михаила Эрмана :)
Очень увлекательным и любопытным в содержательном и методическом плане была презентация проектов в рамках студенческого конкурса. Это мероприятие, равно как и питч-сессия проектов заочного акселератора ФРИИ, было особенно полезно для запуска курса «Интернет-предпринимательство» в нашем ВУЗе. Весьма ценной была обратная связь экспертов по представленным проектам.
Мы разделяем мнение многих спикеров о том, что нужно формировать предпринимательскую культуру, заниматься активной популяризацией как предпринимательства в целом, так и интернет-проектов и стартапов. Мы с коллегой уехали с форума, наполнившись идеями и планами по внедрению курса Маргариты Зобниной в нашем ВУЗе.
Похожие статьи
-
Лайфхаки 24 мая 2016 -
Фонд 1 сентября 2015 ФРИИ научит зарабатывать в интернете студентов 42 вузов России