Дмитрий Калаев, директор «Акселератора ФРИИ», читая о полете боеголовок, провел несколько аналогий. Вот, что из этого получилось.
Кажется, что баллистическая ракета, хоть и rocket science, но после запуска все понятно. До запуска нужно лишь рассчитать траекторию, выставить траекторию полета, а дальше уже железка с зарядом долетает до конечной цели. Узнаете бизнес-план?
Во время полета за пределами атмосферы сильное влияние на траекторию ракеты оказывает неравномерность гравитационного поля Земли и это приведет к отклонению в сотни метров от цели. Проблема решается картированием неравномерности земного поля, внесением уточнений в расчеты и подруливанием в полете.
Напоминает попадание стартапа в неизведанный рынок, который мы понимаем по мере становления бизнеса. В случае ракет это, правда, решается по-другому, но сначала приходится запустить несколько неудачных боеголовок, чтобы понять этот фактор.
При входе в атмосферу из-за высокой температуры поверхность боеголовки выгорает неравномерно, т.к. невозможно произвести полностью однородный материал. Изменившаяся форма обтекания тоже относит от цели. Это то, что происходит с командой стартапа — мы оказываемся неподготовленными к новым вызовам из-за роста компании, а кто-то и просто выгорает.
По мере приближения ракеты к цели, включаются средства ПВО, они норовят сбить боеголовку, летящую к цели. Именно поэтому последние поколения боеголовок обладают собственными двигателями и аэродинамическими рулями. Это уже конкуренты, которые не дают стартапу занять рынок.
Какой из этого вывод?
Все в жизни идет не по плану. И единственный способ управления неопределенностью — все время управлять процессом полета, чтобы попадать в цель. И да, именно для этого нужен вовлеченный в бизнес на 100% основатель. Иначе ракета улетит не туда.
>>> Воркшоп: Как создать команду мечты в IT-компании и правильно ею управлять, 25 июля