Ответов больше, чем кажется.
«Я решил жить у моря» — вполне достойный ответ, но тогда неважно, какой рынок, надо ехать и выбирать, где нравится больше.
«Я хочу получать дивиденды в валюте» — это уже про бизнес. Сейчас все больше инвесторов обращаются к этой модели. Но стоит смотреть, какая валюта наименее подвержена инфляционным рискам и форс-мажорам.«Нужен раунд инвестиций». Локальные инвесторы дадут деньги, если юрлицо зарегистрировано в этой стране, на юрлицо оформлена интеллектуальная собственность, у CEO есть виза и законные основания находиться в стране, а у компании есть трекшн и выручка. То, что было в России — никого не волнует, инвесторы хотят подтверждения, что вы умеете работать на локальном рынке.
«Поднять престиж компании в России», когда-то это работало и было круто, когда компания работала ещё и за рубежом. Но кажется, это время прошло.
Вариантов ответа на это вопрос может быть масса, нет неправильных, но надо определиться. От этого будет зависеть стратегия.
Глобального рынка не существует. Даже какого-то локального нет — нет рынка арабских стран или Юго-восточной Азии. Мы подразумеваем, что эти страны объединены какими-то близкими особенностями, верой, языком, культурой, историей. Но при выборе рынка вы будете ориентироваться на конкретную страну, а может быть, даже на какую-то её часть.
Самый простой вариант — идти за клиентом. Где больше денег, там больше рынок, и можно предположить, что туда надо идти. В то же время, если посмотрим на список крупнейших экономик мира, то первые места —это США, Китай, Япония, Германия. Россия на 11 месте, что кстати, тоже существенно. И кажется, что в эти страны надо идти, но все в первой пятерке - закрылись для российского бизнеса, а Китай - очень сложный рынок, и с ним надо уметь работать в их протекционистской системе. Для начала можно ориентироваться на карту ограничений от РЭЦ.
Другой важный показатель - темп роста рынка. Мы ведь открываем бизнес в другой стране не на один год. На бурно растущем рынке работать гораздо проще. Посмотрите на Индию, это специфический регион, но через три-пять лет станет третьей экономикой мира.
Остановиться стоит на 20-25 строчке рейтинга по объему ВВП, потому что в странах, где рынок — четверть от российского, профит становится неочевидным.
Главный минус этой оценки — цифры ВВП не говорят об объеме вашего сегмента.
Сужаем список стран. Для этого составляем простую Excel-таблицу, в которой рассмотрим страны по следующим пунктам:
GDP - сколько денег в экономике?
Сколько потенциальных клиентов?
CAGR - какой прирост клиентов/денег из года в год?
Проникновение интернета.
Политические ограничения.
Культурные и религиозные особенности
Законодательство.
Для вашего бизнеса может быть другой набор параметров, но эти самые базовые.
«Есть ли у меня партнеры среди международных компаний?» По этим связям можно попробовать выйти в новую локацию. От них бизнес получит определенный лимит доверия, знакомств и полезной информации.
«Клиенты за пределами России». Посмотрите, кто у вас покупал. Бывают единичные покупки из-за границы, на которые не обращали внимание. Поговорите с этими клиентами, можно получить много интересной информации.
«На каких рынках мои основные конкуренты?» Всегда полезно следить за рынком.«В команде есть native speaker или уже готова локализация» — тоже сильное преимущество.
Я бы рекомендовал сервис Country Mapping Tool, он хоть и платный, но наглядно показывает разницу в поведении и культурных особенностях.
После этих изысканий в нашем списке должно остаться 3-4 страны.
Интервью — это customer development. Стартапам этот метод изучения рынка знаком. Если нет — надо срочно читать литературу, смотреть вебинары, вся информация доступна. Если кратко, то это серия интервью с потенциальными клиентами, конкурентами и экспертами рынка.
За какие-то интервью придется заплатить, хорошие эксперты ценят свое время. Но чаще всего это того стоит.После первых же интервью надо запускать лидогенерацию. Настраиваем рекламу, переводим слоганы, ориентируемся на объявления конкурентов. Вы получите потенциальных клиентов, найдёте каналы, увидите конверсию и стоимость лида.
Есть большое но. Это не работает на enterprise-сегменте. Когда на всю страну 50-100 больших клиентов, надо искать другие подходы. Выходить на лиц принимающих решения через общих знакомых или через российские фонды и программы с международным нетворком, участвовать в местных акселераторах.
Тестирование рынка должно закончиться первыми продажами (в сегменте B2C, B2B МСБ) или пилотом, если работаете в B2B-enterprise.Чтобы самостоятельно пройти весь путь поиска и тестирования рынков, нужно как минимум три составляющие:
Выделенная команда. Фултайм команда 2-3 человека, возглавляемая основателем. CEO (или человек, который в будущем станет CEO международного направления) обязательно должен участвовать в этом процессе. Если такого лидера нет или он занят ещё чем-то, то скорее всего выход на международные рынки будет провален.
Если ждете удобного момента для выхода на зарубежный рынок - то вот он. Кажется, что санкции с нами надолго, мы с ними научимся работать, но ближайшие пять лет улучшения международной обстановки ждать не приходится. Вспомните хотя бы поправки Джексона-Веника, которые были введены против Советского союза, и формально действовали до 2012 года, когда уже 20 лет Союза не существовало. Ждать удобного момента бессмысленно, действуйте.