Всего за несколько дней с момента релиза мобильной игры Pokemon Go в США, Австралии и Новой Зеландии стоимость компании Nintendo выросла на $11 миллиардов. Ожидается, что со дня на день игра станет доступной и для российских пользователь. Рассказываем, что это такое и почему это важно.

1. О чем вообще речь?

Pokemon Go – первая мобильная игра от компании Nintendo для смартфонов (поддерживаются устройства на базе iOS и Android). В основе приложения – совмещение технологий дополненной реальности и геолокации. То есть, игроки должны ходить со включенным приложением и искать покемонов в реальном мире – по пути домой и на работу, в офисах, парках и других публичных (и не очень) местах. Найденных покемонов можно тренировать – чтобы затем использовать в с.ражениях с другими игроками.

mediacenter_pokemon_03.jpg

2. Можно ли скачать игру в России?

Официально – нет. Полномасштабный европейский релиз планируется со дня на день. Но уже сейчас игру можно беплатно скачать из американского или новозеландского магазина. Для этого надо зайти в App Store на айфоне, выйти из своего аккаунта, и создать новый - с пропиской в США или Новой Зеландии. Пользователям смартфонов на Android повезло больше: достаточно просто скачать файл, например, отсюда.

3. Почему это важно? 

Даже если вы не увлекаетесь электронными развлечениями, Pokemon Go заслуживает внимания как феномен, за какие-то пару дней взорвавший инфопространство по всему миру. За одну неделю с момента американского выхода игры капитализация Nintendo выросла на 63,7% – до 28 миллиардов долларов. А по частоте запросов в поисковиках Pokemon Go уже обогнала порнографию.

4. Что именно Nintendo сделала правильно?

На этот вопрос лучше всего ответят эксперты: 

mediacenter_sirotin.jpg

Леонид Сиротин, независимый разработчик, тренер покемонов Мистической лиги 24-го уровня

«Если отвечать на вопрос, что в игре Покемон Гоу сделано правильно, а что, возможно, не очень, то я бы сначала хотел отметить, что критиковать продукт такого масштаба дело неблагодарное. Мы с большой вероятностью наблюдаем рождение гиганта, сравнимого с Майнкрафтом по влиянию на общество, а значит сделано все хорошо и правильно и авторы большие молодцы. 

Если же абстрагироваться от социального феномена, который сработал и привел игру к успеху, то у игры нет внятного обучения, она отвратительно сделана технически, в ней полно багов, сервера работают неустойчиво, интерфейс запутанный и боевая механика оставляет желать много лучшего. Социальные механики, которые напрашиваются в таком жанре, находятся в зачаточном состоянии, а когда будут реализованы полностью – будут тоже кривыми. А теперь, пожалуйста, извините, у соседей завелся Пикачу, и я собираюсь под видом сантехника проникнуть к ним в квартиру и поймать увертливого мерзавца».

mediacenter_korolev.png

 Илья Королёв, инвестиционный менеджер ФРИИ, тренер покемонов команды Инстинктов 9-го уровня

«Pokemon Go - хороший пример того, как сделать очень крутую игру на очень простой, на первый взгляд механике. Ну, и еще силу бренда не стоит недооценивать: покемоны очень популярны, особенно в Азии и США. Продуманные игровые циклы не только отлично работают на вовлечение и удержание пользователей, но и способствуют виральному распространению и монетизации приложения. Новостные ресурсы (особенно западные) сейчас просто забиты новостями, связанными с игрой - и рекламные бюджеты NIANTIC и Nintendo тут, думаю, ни при чём. Просто игра в буквальном смысле продаёт сама себя: когда ты встречаешь 20 человек в парке, гоняющихся за покемонами, у тебя волей-неволей появляется эмоциональный контакт с приложением. Даже если ты его не скачаешь сам, то обязательно расскажешь друзьям об увиденном. В этом плане разработчики очень грамотно задействовали внешний (а не внутренний, как обычно в мобильных играх) социальный граф. При этом, игра находится на ранней стадии развития и очень ограниченным функционалом. Не представляю, что будет, когда подключат какие-нибудь гильдии, обмен поклонами и пр.

Отдельно замечу, что игровые циклы специально сделаны так, чтобы увеличивать среднюю продолжительность игровой сессии. Поскольку здесь нет push-нотификаций (возможно, временно), тебе обязательно надо держать приложение открытым. А дальше уже дело техники и эмоций: раньше ты бессмысленно прокручивал Facebook-ленту по дороге от метро до работы, а сейчас совмещаешь этот путь с развлечением, дополняющем реальность. И игрок не испытывает ощущение, что бесцельно потратил время: пока ты бегаешь за покемонами, инкубаторы покемоновых яиц (из которых вылупляются уникальные карманные друзья) и фитнес-трекер на запястье продолжает отмерять число пройденных шагов. То есть, в данном случае игра стимулирует еще и физические достижения. Только запаситесь внешним аккумулятором, когда отправитесь на охоту ;)»

mediacenter_osyka_almaz.png

Виктор Осыка, Associate в Almaz Capital

«В целом, есть ощущение, что у кого-то из директоров Nintendo было опасение, что его дети могут стать полными хикки, и он решил попытаться этого избежать. Позитивная такая паранойя. Добавить интерактивной физкультуры на мобильные девайсы – не только же за игровыми автоматами танцевать или за Xbox Kinect.

Самое главное в новом феномене – не только то, что это прекрасная игра. А то, что PokemonGo имеет шансы стать AR mobile platform, которая с нуля получает свой социальный граф out of nowhere. И, как следствие, имеет шансы остаться и какое-то время просуществовать. Вдумайтесь в происходящее. Если Nintendo решат сохранить свой прирост стоимости за неделю на 20% и во много миллиардов долларов – они наверняка попытаются это сделать. И мы увидим не просто World of Warcraft или World of Tanks, а этакий мобильный SteamSnapchatMinecraft. Надеюсь, партнерство с игровой студией Google, которая дала им все эти картографические данные, не имеет ограничений.

Игра удачно объединяет в себе сразу ряд моментов: 
  • Это и heritage обкатанных на прошлом поколении контента покемонов (в мою молодость это были карточки, фишки и прочий оффлайн, медийный был только мультфильм). Контент был вполне виральный еще и 15 лет назад, а тут и новое поколение подросло.
  • Игровая механика на стыке мобильных устройств и оффлайна тоже была оттестирована давным-давно во множестве мобильных операторов в мире. Лет 12-13 назад Мегафон в России выкатывал такую игру через СМС, где надо было охотиться друг за другом по городу. Точность определения местоположения - до радиуса соты или их триангуляции - это были сотни метров. Возглавляли вершину рейтинга таксисты. В этот раз, наверное, скейтбордисты и обладатели самокатов. На велосипеде не так удобно без рук ездить.
  • AR-технологии ищут новые и новые способы применения. Лица уже распознали, обыграли эго и нарциссизм людей (Дэвид Дойч сказал бы что-нибудь про “антропоцентрическую картину мира”). Теперь надо обыграть просто окружение, видимое через фронтальную камеру. Google давно делает ставку на идею “опишем карту мира с точностью до сантиметра” (невидимые рельсы для проекта Google Car).
  • Окном в мир для современного пользователя являются быстрые мобильные устройства, уже с красивой камерой, которые постоянно в онлайне. Таких уже треть населения земного шара – больше 2 млрд человек. Facebook был на десктопной computing platform. Whatsapp был новой социальной сетью – нативно мобильной, но еще не визуальной. Snapchat стал визуальным и интерактивным. А Nintendo решила объединить визуальный интерактивный мобильный экспириенс с оффлайновым миром пользователя.
Игру пока нельзя официально скачать в РФ, но можно неофициально. Будем пока осваивать, как и сериал "Теория Большого Взрыва" – официально его в стране нет, но миллионы человек, тем не менее, смотрят».