Инвестор и предприниматель Джонатан Вэн, основатель бизнес-сообщества Technium, объясняет, почему мир стоит на пороге новой волны глубинного технологического предпринимательства - и что это значит.

Прежде всего, что такое deep tech (глубинные технологии)? Глубинные технологии — это уникальные, дифференцированные, часто защищенные патентами или трудно поддающиеся копированию технологические или научные достижения. Это те технологии, которые создают новые отрасли или коренным образом меняют старые. Среди самых известных примеров — редактирование генома CRISPR, новые вакцины, новые конструкции ядерных реакторов, роботы, новые источники белка, технологии очистки воды и 3D-печать. У всех этих технологий есть потенциал коренным образом улучшить условия существования человечества.

Чтобы понять дух и миссию нашего инкубатора Technium, вначале следует узнать историю появления этого названия. Ниже приводится интервью, в котором Кевин Келли, основатель и исполнительный редактор WIRED, описывает концепцию «техниума» (technuim):

«Технология начинается с жизни

Обычная ручка, которой вы пользуетесь каждый день, выглядит очень простой, но для того, чтобы ее изготовить, потребовалось применить, по меньшей мере, 100 разных технологий — изготовление пластика, чернил, шарикового подшипника, металла. Каждая из этих технологий сама по себе требует еще 100 других поддерживающих ее субтехнологий. Кроме того, есть, конечно, и какой-то обратный путь, при котором ручки могут быть необходимы для изготовления шариковых подшипников — точно так же, как электричество необходимо для изготовления генераторов, а генераторы — для изготовления проводов энергетической системы. Чтобы получить молоток, необходима рукоятка и боек, а для изготовления пилы, с помощью которой вырезается рукоятка, нужен молоток. Таким образом, все эти процессы очень рекурсивны, и свидетельствует о существовании целой сети поддерживающих технологий. Всю эту сетевую систему Кевин Келли называет «техниум». «Техниум» — это самая крупная сеть всех технологий, работающих вместе для поддержки друг друга, и хотя ручка — предмет неодушевленный, в каком-то смысле «техниум», взятый как единое целое, демонстрирует поведение, напоминающее поведение живого организма — подобно тому, как ваши нейроны не думают сами по себе, но сеть нейронов в вашем мозгу способна производить мысль.

Технология — это все, что производит мозг

Мое определение технологии — все, что производит мозг, поэтому я подхожу к этому понятию очень широко. Технология — это любой продукт нашего разума, не только отдельные произведения искусства, но и способы создания этих произведений искусства, живописных полотен и симфоний. Все это в определенном смысле является технологиями, продуктами человеческого разума. Это не просто абстрактное самовыражение, но нечто, что приносит пользу. Именно поэтому нематериальные ценности вроде календаря также являются технологиями. Программное обеспечение — это, безусловно, технология. Объекты инфраструктуры вроде дорог и библиотек являются технологическими изобретениями и поэтому также попадают под это широкое определение. Готов предположить, что в будущем, когда у нас появятся роботы и ИИ, изобретения, созданные этими «умами», также будут считаться технологиями. Вот что такое технологии.

Инструменты — это технологии, которые могут быть нематериальными активами и процессами. Это необязательно физическое оборудование. Это нечто, что приносит пользу, а лучшие инструменты — те, которые помогают в работе другим инструментам. Это открытые возможности, которые лежат в основе будущих возможностей, и это самые важные наши инструменты».

Если технология — это все, что производит мозг, то для того, чтобы создавать новые, эффективные технологии, нам необходимо соединить правильные умы в новую сеть.

В достигающих зрелости сетях происходит эволюция. Это видно по следующим примерам, которые Арджун Сетхи приводит в статье «Новая сеть — это улей» (The Hive is the New Network):

«Если говорить о поездках на автомобиле, Google Maps сообщает нам расстояние от точки А до точки Б — но Uber перемещает нас из точки А в точку Б быстрее.

Если говорить о социальном взаимодействии, Facebook — это средство войти в контакт, но общаемся мы через Messenger.

Если речь идет о покупках, eBay позволяет нам купить по интернету все, что угодно, а Amazon Prime дает нам то, что мы хотим, когда мы этого хотим.

Ценность подключения заключается не просто в том, чтобы быть частью сети. Она дает возможность иметь собственное мнение и действовать для получения результата».

В мире, в котором все больше связей, открытости и взаимодействия, мы можем, как никогда раньше, легко соединять вместе правильные умы для решения самых сложных задач и создания компаний, меняющих правила игры в своей отрасли.

Упущенные возможности

Из всех научно-исследовательских университетов США, которые участвуют в передаче технологий и отчитываются о своих показателях, менее 10% зарабатывают больше 10 миллионов долларов в год. Менее 65% при этом покрывают свои расходы в рамках бюджета по передаче технологий. Только шесть университетов или систем (Миннесотский университет, Университет Уэйк-Форест, Калифорнийский университет, Колумбийский университет, Нью-Йоркский университет и Северо-Западный университет) заработали на лицензировании более 70 миллионов долларов, причем большую часть этих доходов им принесло какое-то одно популярное фармацевтическое средство.

Если взглянуть на отчетные показатели Ассоциации менеджеров университетских технологий (AUTM), университеты создают около 184 000 описаний изобретений. Приблизительно 8% из этих описаний затем лицензируются. Далее примерно 0,8% из этих идей становятся основой создания стартапа. В конечном итоге только 0,6% всех активных лицензий генерируют доход более 1 миллиона долларов. Это чрезвычайно низкий показатель возврата инвестиций от почти 65 миллиардов долларов, которые тратятся из федерального бюджета на научные изыскания и опытные разработки ежегодно. Еще больше беспокойства вызывает тот факт, что хотя все эти изобретения описываются и защищаются патентами, больше 70% из них останутся пылиться на полках университетов и никогда не будут лицензированы. Хотя этот показатель все равно лучше, чем у Бюро по регистрации патентов и товарных знаков США, где денег и пользы не приносят более 90% всех выпущенных патентов.

Несмотря на эти результаты, активность и интенсивность научных исследований и опытных разработок (R&D) не думает снижаться. Расходы на R&D в компаниях из списка Global 1000 в 2015 году увеличились на 5,1% — до 680 миллиардов долларов.

Зачем создавать все эти жизненно важные технологии, если они потом пылятся на полках?

Экзистенциальный кризис современной модели

Предприниматели по всему миру вынуждены заниматься разработкой функций, созданием виджетов и прочей ерундой, которая решает надуманные проблемы. Это отвлекает предпринимателей от создания прорывных технологий. За последние пять лет в этот сектор экономики были вложены миллиарды долларов нового капитала. Поддерживая такие начинания, инвесторы надеялись получить прибыль. Сегодня они потихоньку уходят с этого поля, не добившись на нем громких успехов.

Этот год запомнится всем как год, когда «единороги» (стартапы с оценкой рыночной стоимости более 1 миллиарда долларов) снова превратились в мифических животных.

Глобальные фондовые рынки переживают начало депрессии, экономика США замедляется, процентные ставки потихоньку растут. При этом среди компаний, готовых в потенциале выйти на IPO, крайне мало технологичных стартапов. Эти макроэкономические показатели не сулят ничего хорошего для желающих пополнить ряды когда-то очень популярных высокотехнологичных компаний-«единорогов», рыночная стоимость которых, по частным оценкам, составляла миллиард долларов и более.

С конца прошлого года конкретные свидетельства заката эпохи «единорогов» возникали в разных точках Кремниевой долины. Некоторые из них имели вид инвестиций или сделок приобретений по цене, которая была равна рыночной оценке стартапа в прошлых раундах финансирования или даже ниже ее. Стартапы вроде Gilt Groupe (оценочная стоимость — 1,1 миллиард долларов) и Good Technology (1 миллиард долларов) продали свои активы по цене намного ниже их заманчивой предварительной оценки.

Инвесторы наконец-то увидели реальное положение дел и начали соответственно на него реагировать.

mediacenter_deep-tech-01.png

В 3-м квартале 2016 года в мире были профинансированы 1 983 сделки, общий объем инвестиций составил 24,1 миллиарда долларов. Этот показатель свидетельствует о незначительном росте числа сделок по сравнению со 2-м кварталом, однако общий объем квартального финансирования сократился на 14%. Хотя количество сделок по сравнению со стандартами до 2014 года осталось на хорошем уровне, такие низкие показатели по инвестициям за квартал в последний раз фиксировались в 3-м квартале 2014 года.

Что предприниматели и инвесторы могут сделать в свете этой суровой реальности?

Возрождение deep-tech-предпринимательства

Мы видим, как все больше и больше предпринимателей и инвесторов открывают глаза и понимают, что необходимо действовать, чтобы построить будущее, которое мы хотим. Мы должны дать предпринимателям, имеющим такую миссию, все возможности для создания реальных технологий.

Мы видим признаки возрождения:

Оно началось с манифеста Founders Fund: Мы мечтали о летающих автомобилях, а получили 140 символов в Твиттере:

«В 70-х годах финансирование получали производители компьютерного оборудования и программного обеспечения, в 80-х настало время первых создателей биологических технологий, мобильных устройств и сетей. 90-е добавили к ним компании, занимающиеся интернетом в различных его проявлениях. Хотя успешность этих инвестиций вроде бы говорит о том, что они были разумными и даже очевидно нужными, отрасли и компании, которых тогда поддержали венчурные фонды, на самом деле были невероятно амбициозны для своего времени. Они, конечно, казались довольно перспективными, но никаких гарантий того, что любая из этих технологий на деле заработает или принесет бизнесу огромную прибыль, не было.

Мы верим, что переход от поддержки прорывных технологий к более прагматичным приростным инвестициям разрушил смысл венчурного капитала.

Компании-производители реальных технологий способны приносить прибыль в течение длительного времени, поэтому «нужный момент» здесь не играет большой роли. Если вы инвестировали в webvan.com, ваше окно возможностей измерялось месяцами. Если вы поддерживали Intel, ваше окно возможностей измерялось десятилетиями. Именно поэтому мы, инвесторы, должны искать компании, разрабатывающие реальные технологии».

Эту же точку зрения разделяет фонд Upfront Ventures:

«Я настоятельно рекомендую предпринимателям стремиться решать более сложные проблемы, даже если это затрудняет процесс фандрайзинга и не обещает очевидного успеха...»

Фонд Lux Capital инвестирует в глубинные технологии уже больше десяти лет:

«Мы вкладываем деньги в людей, которые создают передовые научно-технические компании будущего».

Брайан Джонсон сделал решительный шаг и вложил в разработку технологий будущего личный капитал:

«Сегодня я представляю фонд OS Fund — это 100 миллионов долларов, мой личный капитал. Он достанется инвесторам и ученым, которые ставят своей целью принести пользу человечеству с помощью по-настоящему больших и важных открытий в отрасли операционных систем — т.е. на уровне ОС».

Предприниматели постепенно просыпаются ото сна и вдохновляются тем, что делает сегодня Илон Маск.  Они хотят заниматься серьезными задачами, решать реальные проблемы. Они устали разрабатывать очередное приложение для доставки еды на заказ.

«В Кремниевой долине почти каждый считает себя предпринимателем, а новые приложения, которые позволяют людям делать покупки, не слезая с дивана, появляются каждую неделю. Только небольшое в процентном соотношении число компаний на самом деле пытается делать вещи, которые окажут существенное влияние на мир. При этом организации, у которых есть настоящее видение, как правило, не получают достаточного финансирования и не приобретают известность».

Итак, как мы можем полностью раскрыть потенциал этой творческой энергии предпринимателей, ученых и инвесторов?

Technium («Техниум»)

Мы связаны друг с другом теснее, чем когда-либо раньше. Сегодня более 3,5 миллиардов людей подключены к сети Интернет. Число мобильных телефонов практически сравнялось с числом жителей планеты. Эти связи являются основой следующей эпохи инноваций, и современные предприятия вроде Moderna Therapeutics и Hampton Creek Foods — лишь верхушка предпринимательского айсберга.

Technium —  это новый банк технологических IP-инвестиций. Мы обеспечиваем простейший способ поиска и запуска глубинных технологий. С помощью нашей платформы предприниматели подбирают самую подходящую для себя технологию, вступают в партнерские отношения и создают стартапы.

В Technium мы используем запатентованные инструменты, чтобы помогать предпринимателям и исполнительным директорам ежедневно обнаруживать, оценивать и запускать глубинные технологии.

Мы сосредоточены на трех ключевых направлениях деятельности:

Поиск лучших технологий. Мы сотрудничаем с избранной группой серийных предпринимателей и исполнительных директоров и вместе ищем и отбираем новые технологии из нашей собственной базы. Мы постоянно ищем проекты, которые, по мнению их авторов, могут решить интересующие их проблемы. Мы знаем, что нельзя объять необъятное, поэтому систематически приглашаем в наше сообщество новых экспертов, которые могут пополнить нашу базу данных новыми передовыми разработками. Мы хотим, чтобы новые технологии были открытыми и доступными, чтобы информацию о них можно было получить через патенты, статьи и презентации.

Научная ценность. Вам не нужен миллион результатов. Вам нужны лучшие десять. Наши алгоритмы быстро анализируют и распределяют патенты по их преимуществам и актуальности. Затем мы приглашаем группу избранных экспертов, чтобы они прокомментировали проекты и проголосовали за них, чтобы помочь нам оценить качество технологий и отобрать лучшие. Эксперты помогают быстро понять, что реально, а что нет, и остановиться на самом подходящем решении. Случалось так, что отличные научные разработки поступали к нам из самых отдаленных уголков мира, поэтому сочетание аналитических данных и мнений экспертов критически важно для успеха процесса отбора. Нам все равно, кто вы, и откуда взялась ваша технология. Если эта технология работает, мы хотим узнать об этом как можно скорее.

Запуск решения. Мы на 100% сосредоточены на том, чтобы передать технологии в руки амбициозных предпринимателей и исполнительных директоров компаний. Мы стремимся облегчить и ускорить для предпринимателей процесс вывода этой технологии на путь полной коммерциализации. Мы предлагаем предпринимателям и изобретателям проверенные образцы договоров и советы опытных консультантов, которые сокращают этот процесс до 100-120 дней, при том, что обычно заключение сделки длится от трех до двенадцати месяцев, а то и два года.

Время — бесценный ресурс для каждого великого предпринимателя и изобретателя, поэтому мы рады сэкономить для них целые недели и месяцы.

Мы также применяем радикально новую форму распределения прибыли. В нашем сообществе каждый, кто материально участвует в любом из трех направлений нашей деятельности (поиске, оценке или запуске), получает свой процент от общего успеха в виде доли от прибыли или части акционерного капитала.

Давайте откроем двери для предпринимателей, которые стремятся создавать стоящие, прорывные технологии!

Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий