Предприниматель и бизнес-коуч Джон Вестенберг с праведным гневом обрушивается на саму концепцию нетворкинг, хотя и любит общаться и знакомиться с интересными людьми. Интересное мнение - и помните, что мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции!

Нетворкинг – забавная концепция. Но она опасна по своей сути. Это общение заключается в попытке понравиться группе людей, чтобы использовать их и их знакомых для своей выгоды. Я ненавижу нетворкинг как явление. Будучи взрослым человеком, я готов принять, что причина, по которой я его ненавижу, заключается в том, что я безнадежно плох в этом занятии.

Когда вы приходите на мероприятие по созданию и укреплению деловых связей, то первые несколько секунд вы чувствуете, как все участники впиваются в вас взглядами, словно стая голодных волков. Они подходят, с притворным энтузиазмом жмут вам руку, но как только их мозг сложит два и два и решит, что вы для них недостаточно «важны», они тут же начинают рыскать глазами по комнате в поисках новой жертвы.

Этим людям, этим нетворкерам, всегда что-то от вас нужно. И если они чего-то хотят, они все сделают, чтобы добиться своего. Если они хотят чего-то и не знают, чего именно, они выяснят это, вынудив вас отдать им то, что у вас есть.

Будущие основатели стартапов – худшие из людей этой категории. Они подходят ко мне на мероприятиях в Fishburners или Stone & Chalk (это отличные коворкинговые пространства для стартапов в Сиднее), но как только выясняют, что я не работаю на Google, Atlassian, Blackbird или какую-то другую крупную контору, сразу отстают и цепляются к кому-то другому.

Можно было бы посмеяться над их поведением, но оно ярко демонстрирует, как они будут относиться к другим людям, с которыми начнут вести бизнес.

Это ужасно, это отвратительно лицемерно, и, что самое печальное, это случается с завидной регулярностью. Дело тут не ограничивается встречами для создания и укрепления деловых связей. Я сталкиваюсь с этим кошмаром каждое утро, когда разбираю почту. Очень многие присылают мне электронные письма, с виду безобидные или даже дружеские, с единственной целью – получить от меня что-то бесплатно.

Письмо №1: «Привет, очень понравилась ваша статья, спасибо за то, что вы ее написали!»

Я: «Очень рад вашему отзыву, благодарю за добрые слова».

Письмо №2: «...дайте денег. Вложите средства в мой стартап. Научите меня бесплатно. Помогите мне напечататься в журнале Business Insider». И т.д. И т.д. И т.д.

Поэтому вот мое правило. Несмотря на то что я люблю знакомиться с новыми людьми по интернету и в реальной жизни и мне нравится находить среди них родственные души, я готов это делать только с теми, кому не безразлично то, чем я занимаюсь. Я буду встречаться только с теми людьми, которые хотят нормального общения, стремятся узнать меня поближе и развивать со мной естественные человеческие отношения.

Наша планета – тесный мирок. Можно легко посчитать, сколько людей обитает на ней. Но я не собираюсь тратить ни секунды своего времени на тех ее обитателей, которые воспринимают меня как ходячий кошелек, ценного посредника или выгодную возможность.


Только люди, которым вы по-настоящему интересны, готовы поболтать

Те, кому просто что-то нужно от вас, и, скорее всего, нужно бесплатно, будут избегать беседы. Им неинтересно просто поболтать. Им неинтересно узнать вашу точку зрения о тех вещах, которые не будут им полезны. Таких людей легко распознать, потому что они говорят вам, а не с вами.

Они фамильярно употребляют имена известных людей и названия успешных стартапов. Разговор с ними пролетает незаметно, потому что все, что им нужно, – это узнать, пригодитесь вы им или нет, оценить всю вашу жизнь и деятельность применительно к их потребностям и пойти дальше.

Это люди, которые в 80-х годах ловили кайф от своих записных книжек со «связями». Это отвратительные люди. Если вы, как и я, любите пообщаться с человеком один на один, чтобы выяснить, чем он живет, что его вдохновляет, то такое насквозь фальшивое поведение заставляет вас лезть на стену.

Люди, которым действительно интересно встречаться и общаться с другими людьми, могут беседовать с вами часами. Начаться эта беседа может с «Привет, как дела?», а через 10 минут после первого рукопожатия вы уже успеете обсудить экономический кризис, творчество Майли Сайрус и лучший рецепт омлета.


Люди, которым вы по-настоящему интересны, готовы вам помочь

Самое лучшее в людях, которым вы интересны, – то, что они способны на очень добрые поступки. Поскольку вы для них человек, а не «контакт», они могут позвонить и пригласить вас в бар не потому, что ищут «новые возможности» через LinkedIn, а просто посидеть и пообщаться.

У меня есть знакомый парень, владелец магазина видеоигр. Мы вращаемся в разных сферах, но знакомы довольно давно. Время от времени он выходит на меня, чтобы предложить сходить вместе в кино, поужинать или выпить.

Каждый раз я с радостью соглашаюсь. Недавно я купил по интернету подержанную видеоигру, и диск оказался сломанным. Этот парень забрал его и обменял на купон на покупку игры в его магазине по самой выгодной цене, какую он мог предложить за новый диск. Он просто очень хороший человек.

Мы знакомы уже много лет, но единственное, о чем он меня попросил за все это время – написать статью для его сайта, и я был рад это сделать, потому что все эти годы он проявил себя как настоящий друг, искренне заинтересованный во мне как в личности. Таким людям я всегда помогу.

Потому что я им по-настоящему интересен.

И потому что они всегда готовы помочь мне.

Потому что я им по-настоящему дорог.


Люди, которым вы по-настоящему интересны, будут просить о чем-то реалистичном

Это чистая правда. У тех, кто пытается «наладить с вами контакт», всегда на уме амбициозная просьба. Такие люди буквально на пятой минуте знакомства просят меня вложить деньги в их бизнес. Или создать вместе с ними компанию, чтобы использовать мою аудиторию. Или вычитать и отредактировать их книгу бесплатно.

Эти незнакомые люди пытаются с ходу уговорить меня на то, что я вряд ли буду готов сделать даже ради тех, кого хорошо знаю лично. Это так противоестественно и красноречиво свидетельствует об их бесцеремонном отношении к делу. Они хотят войти, получить ответ и как можно быстрее удалиться. К черту их.

Те, кому интересен я, будут просить о реалистичных одолжениях. Мы познакомимся с ними, пообщаемся какое-то время, и когда речь сама собой зайдет об их работе, они могут попросить меня прочесть блог, который они написали, или предложить маркетинговый ход, который им будет полезно применить. В этом и есть уважение, открытость и честность.

Я знаю потрясающих нетворкеров. Они могут зайти в помещение, увидеть там одного знакомого и через него выйти на пять потенциально полезных людей и получить целую кучу обещаний. Я уважаю их уверенность в себе и их ораторское мастерство, но презираю то, как они обращаются с окружающими.

Мне нравится общаться с теми, кому не все равно, кому я интересен. Это необязательно очень успешные люди. Им необязательно быть полезными для развития моей карьеры, заниматься маркетингом или бизнесом. Я просто хочу, чтобы им было интересно то, чем я занимаюсь, что я люблю, что меня вдохновляет.

Мне неинтересно собирать адреса электронной почты. Мне интересно полноценно общаться и знакомиться с замечательными людьми. Мне интересен опыт и знания, которые приносит реальное взаимодействие с живым миром, неиспорченное грязными и двуличными тактиками продаж.