4 октября в Москве при поддержке ФРИИ и #tceh пройдёт российский финал международного отбора SeedStars World. 15 отечественных стартапов с международными амбициями выступят перед инвесторами, а самый интересный из них поедет в Швейцарию на финал конкурса, где сразится с лучшими проектами из 60 стран за $500 000 инвестиций. Мы поговорили с куратором SeedStars World на Ближнем Востоке и в Центральной и Восточной Европе Тиффани Обзер о культурных особенностях предпринимателей в разных странах.

tiffany_mediacenter.jpg

— Есть ли культурные / ментальные различия между американскими, европейскими и ближневосточными бизнесменами? Приходилось ли вам уже работать с предпринимателями из России?

Я очень ценю американцев за их трудовую этику. Несмотря на то, что США — одна из самых богатых стран мира, там по-прежнему все оживленно, никто ничего не гарантирует, конкуренция и стандарты остаются высокими. Тем не менее, большинство стартапов там ориентированы на американский рынок и с самого начала не пытаются выйти за границы своего государства. В стране с населением 320 миллионов жителей они могут позволить себе сосредоточиться лишь на внутреннем рынке.

Москва не слишком отличается от Нью-Йорка. То же рвение и преданность делу можно увидеть и в странах Центральной и Восточной Европы — например, на Украине, в Польше и Чехии. Предприниматели из этих стран очень упорны и мыслят нешаблонно. Поскольку многие из них родом из небольших государств, они с самого начала ищут пути масштабирования. Каждое такое государство граничит с несколькими другими странами, поэтому они изначально нацелены на активное внешнее взаимодействие. То, как эти предприниматели работают, очень созвучно тому, что происходит на глобальных рынках в рамках актуальных ИТ-трендов. И они не просто следуют за этими трендами — а находятся на передовой.

Те русские, с которыми я встречалась, очень смекалистые. Я также работаю с целым рядом бывших советских республик и, хотя каждая из этих стран уникальна, у них есть и общие черты. В первую очередь, это очень сильные технические знания и солидное образование. 

В более широком смысле мне очень интересно смотреть за тем, какую роль в предпринимательстве разных стран играют диаспоры. Израиль — это пример процветающего рынка, во главе которого стоят экспаты, а граждане, проживающие за рубежом, обеспечивают значительную долю инвестиций в развитие страны. То же можно сказать об Армении, Египте, Иордании и Тунисе: за счет своих капиталов и ресурсов граждане, живущие за границей, играют критически важную роль в построении экосистемы и выходе на другие рынки.

— Как вы думаете, если выбирать между восточным и западным образом мышления, к какому из них ближе российские фаундеры?

Российские стартапы отличает уникальное положение, которое позволяет им пользоваться преимуществами обеих культур и географий и развиваться в разных направлениях. Русские фаундеры чрезвычайно сообразительные и быстро адаптируются к изменяющимся условиям. Это может позволить им занять хорошее положение на рынках за пределами России, Европы и США — они готовы работать в самых сложных ситуациях. Они также очень хорошо подкованы в технологических вопросах.

— Какие главные впечатления остались у вас от работы на SeedStars World?  

Мы живем в эпоху невероятных возможностей: во всех странах-участниках конкурса жизнь людей все меньше определяется действием внешних обстоятельств и все чаще является результатом их собственных амбиций и вдохновения. Все больше людей могут достигнуть немыслимых ранее результатов. Я видела молодых женщин, которым раньше запрещали учиться за границей, — они штурмом брали глобальные компании. Я видела 20-летнего юношу из одной из беднейших стран Европы — он стоял во главе молодого стартапа, оцененного более чем в 5 миллиардов долларов и собравшего 500 тысяч долларов инвестиций. 

Наблюдается также удивительный социальный и экономический эффект: стартапы стран Ближнего Востока и Северной Африки, Центральной и Восточной Европы нацелены на развитие языковых переводов для глухих, создание общих обучающих платформ для жителей разных континентов, доставку медицинских платформ, инструментов образования и сельскохозяйственных решений в отдаленные деревни — и при этом они прибыльны.

— Мы сейчас находимся в удивительной исторической точке: с одной стороны, продолжается глобализация, границы между странами стираются, развиваются международные сервисы. С другой стороны, состоялся BREXIT, идут разговоры об отделении других государств от ЕС, во многих странах развивается поддержка локальных производителей. Смешение этих трендов особенно ощутимо на Ближнем Востоке: с одной стороны, интернет стал более доступен для местных жителей, поэтому многие местные ИТ-компании довольно быстро развиваются, но с другой стороны, культурные различия между Западом и Востоком кажутся ещё более выпуклыми. Каким вы видите глобальный ИТ-ландшафт в ближайшие 5 лет? Можно ли сказать, что страны Ближнего Востока станут более «западными» (в плане ментальности) — или этого не случится?

Я вижу, что в сознании жителей стран Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки всё же преобладает глобальный менталитет. Да, культурные различия есть, но человеческие амбиции и рыночные свойства универсальны. На успех стартапов в тех или иных регионах влияют скорее не ментальные различия, а действия регуляторов. К примеру, новые правила для финтеха, принятые в Европе, требуют от банков открывать свои API для третьих сторон — это может сделать ЕС всемирным fintech-центром.

— Назовите 5 самых популярных ИТ-трендов в странах Ближнего Востока и Северной Африки на сегодняшний день.

Электронная коммерция, боты, маячковые технологии (beacon technology), сервисы on-demand, платформы для совместного потребления (shared economy platforms).  Многие стартапы адаптируют идеи для арабоязычных стран. Это не обязательно делает их подражателями, они часто создают специфические решения, которые отличаются от моделей, вдохновивших их изначально, или даже превосходят их (пример — Raye7 в Каире). 

— Вы много путешествуете. Поделитесь своими секретами тайм-менеджмента?

Я эффективнее всего работаю в шумном окружении — мне проще сосредоточиться в переполненном людьми терминале аэропорта, чем в тихом зале библиотеки. Такая атмосфера помогает сфокусироваться.

Я пытаюсь распределять свое время и часто включаю «режим полета» в телефоне. Оплачивать счета, делать звонки и выполнять всякие мелкие поручения удобнее всего в дороге — можно одновременно решать сразу несколько задач. Выделяйте время на работу без перерывов, объединяя звонки и встречи.

— Какой самый важный урок вы извлекли за время своей работы?

Если вы считаете, что у вас есть замечательная идея, не надо ставить ее на пьедестал и всячески защищать от окружающих. Попробуйте «убить» ее. Критикуйте и всячески проверяйте ее на прочность. Если она переживет такое отношение, значит, идея действительно хорошая.

— Какие качества наиболее важны для успешного предпринимателя?

Настойчивость и упорство, а еще чувство юмора! Фанатичный поиск новых решений, знание своей отрасли «от и до».

— Что бы вы посоветовали российским фаундерам?

Постарайтесь научиться подавать себя и свою идею — не недооценивайте важность продаж, маркетинга и брендинга. Выходите за рамки своей страны в поисках новых возможностей и инвестиций — в то время как в России игроков в вашем сегменте может быть очень много, рынки Азии, Африки и Ближнего Востока уже созрели для работы и менее конкурентные.


Подать заявку на участие в российском этапе SeedStars World можно лишь до 15 сентября! Осталась неделя. Подробности на сайте.