Компания Stripe запустила онлайн-сервис Atlas, который позволяет предпринимателям со всего мира дистанционно регистрировать компании и открывать банковские счета в американском штате Делавэр. Вера Жукова, основательница портфельного проекта ФРИИ «ЮРБЮРО», рассказывает, почему это важно.

Вера Жукова на выпускном 7-го набора ФРИИНовость о запуске сервиса, благодаря которому зарегистрировать американское юрлицо теперь не сложнее, чем заказать книгу «The Lean Startup» Эрика Райса на Амазоне, разлетелась по интернету неделю назад. Правда, «запуск» состоялся весьма условный: на официальном сайте лишь начался сбор заявок от желающих принять участие в бета-тестировании продукта. Первые 100 счастливчиков смогут воспользоваться услугами Atlas бесплатно, остальным придется выложить 500 долларов. В первоначальный состав услуг входит: регистрация компании, открытия счета в одном из американских банков, получение налогового идентификационного номера, подключение к платежной системе Stripe (с комиссией 2,9% плюс 30 центов за успешную операцию) и сертификат на $15 000 в облачной системе Amazon Web Services. При этом список стран, в которых можно будет зарегистрировать компанию через Atlas, в будущем будет расширяться.

На самом деле, в концепции Atlas ничего революционного нет. Как пишет в своей колонке адвокат Юлий Зегельман, Silicon Valley Bank и раньше открывал счета удаленным образом, а подключиться к платежной системе Stripe можно было при наличии счета в банке и местного юрлица. Вся прелесть Atlas в том, что проект логичным образом развивает общемировую тенденцую, при которой самые разные жизненные сферы преобразуются в удобные и легко потребляемые услуги. Сначала это произошло с малорегулируемыми отраслями – Facebook и Google изменили способы человеческого общения и наше отношение к информации. Затем подошла очередь информатизации образования (Coursera) и финансовой отрасли (Mint.com). И вот теперь пресловутая «уберизация»  наконец приходит и в самые забюрократизированные сферы – вроде юридического обслуживания и государственных услуг. Именно в рамках этого тренда в прошлом году Эстония ввела процедуру получения электронного гражданства – с возможностью удалённо открывать счета в местных банках и регистрировать компании.

Мы уже год развиваем аналогичный проект – сервис «ЮРБЮРО» берет на себя взаимодействие с налоговой, нотариусом и государством, а клиент получает готовый продукт – зарегистрированную компанию с расчетным счетом, печатями и бухгалтерией. Правда, наше решение более гибкое: компания Stripe объединила под своим брендом ряд безальтернативных для пользователя партнеров, тогда как наши клиенты могут сами выбирать нужный банк или бухгалтерию.

Работая над сервисом, мы автоматизировали все, что связано с юридическими аспектами и внутренними процессами: основные юридические документы формирует машина, а юрист только проверяет их или адаптирует под уникальные запросы. По сути, мы автоматизировали простейшие операции, чтобы открыть себе возможность оказывать максимально качественные услуги и масштабировать бизнес.

Я уверена, что эти тенденции будет расти и развиваться не только на каждом отдельно взятом рынке, но и в географическом плане. Например, уже сегодня любой желающий, не выезжая из Москвы, может оформить любые изменения в юридическом лице, которое зарегистрировано в другом городе. Он просто приходит к нотариусу, оформляет все необходимые документы, а после внесения изменений получает у нотариуса готовые документы (нотариально заверенные копии). Следующий логичный шаг развития этой цепочки – информатизация самих нотариусов и избавление вас от посещения офиса. Точно также уже сегодня можно подать документы на регистрацию ООО или ИП с помощью электронной цифровой подписью – правда, со множеством ограничений. 

Но всё идет в сторону упрощения. Думаю, человечество неизбежно придет к тому, что сможет регистрировать компании, вести коммерческую деятельность и вообще пользоваться госуслугами в самых разных странах – без необходимости физического присутствия.