Роберт Нейверт, венчурный партнер акселератора 500 Startups о чат-ботах и ритейле как развлечении. 

По своей работе я провожу много времени в поисках стоящих проектов и параллельно выясняю, почему предприниматели создают глобальные инновации. Вот основные вопросы, которые я задаю каждому новому проекту:

·             Почему вы, почему именно эта команда?

·             Почему сейчас, почему это нельзя было сделать 10 лет назад?

·             Что это решает, какую проблему, что изменяет проект по сравнению с прошлым?

В «500 Startups», мы всегда стремимся сразу определить, возможно ли для проекта какое-то конкретное прикладное применение – в промышленности, здравоохранении или в других сферах. И в своей работе я наблюдаю, как все сферы, в которых происходит развитие, идут по пути усложнения, повышения стандартов. Планка для новых предпринимателей и проектов постоянно растет, и нужно очень сильно постараться, чтобы не оказаться среди отстающих.

Например, у нас есть определенные инвестиции в ныне популярной сфере чат-ботов, в том числе в компанию Chatfuel и некоторые другие. Часть из них – платформы, которые специально разработаны именно для этого. Но реальное развитие идет не в самой технологии чат-ботов, а в конкретных приложениях, которые их используют, и в сфере аналитических модулей, встроенных в эти приложения. Сами чат-боты уже есть у всех, они стали абсолютно рядовой вещью. И важная тенденция, которую мы сейчас наблюдаем, состоит в том, что, например, приходит врач или другой специалист в своей сфере, и он обучает чат-бот, для того чтобы он был полезен для конкретного применения в этой области.

При этом одна из первых перспективных областей для применения чат-ботов из тех, что мы видим – это поддержка клиентов. Все, что касается базового взаимодействия с клиентом с помощью чат-ботов, что важно для банков, авиакомпаний, телекома и многих других сфер. На мой взгляд, это будет первый раунд использования чат-ботов, однако нужно учитывать, что телекомы не готовы платить очень большие деньги за создание чат-ботов, поскольку они пока не сильно функциональные. На мой взгляд, проведение платежей также станет одним из важных элементов взаимодействия с чат-ботами.

При этом мы переходим к более сложным формам взаимодействия, когда боты действуют в комплексной системе. Например, создается определенный чат, а затем создается бот, для решения какого-то вопроса, какой-то проблемы. Сейчас одна из самых актуальных проблем в этой области – поиск полных решений «под ключ». Скажем, когда клиент хочет что-то сделать, затем идет этап заказа, поставки, обработки, и чат-бот оказывается интегрированным в систему полного, комплексного обслуживания заказа.

Другим примером усложнения климата для запуска новых проектов может стать сфера ритейла. Не так давно я общался с человеком из ритейла, и он сказал: «А ты знаешь, что ритейл – это, по сути, развлечение». Помните, я говорил, что стандарты для новых проектов растут? То есть, в ритейле покупателю теперь важно не просто купить продукт – он и так его купит, так или иначе. Теперь это развлечение, это «мой шопинг», это «мой опыт в магазине».

Я прихожу в супермаркет или шопинг-мол, и там объединены самые разные компоненты, которые создают основу моего «потребительского поведения». Сейчас в крупных торговых центрах есть массажные кресла, стенды с очками виртуальной реальности и всякие другие приятные мелочи, которые делают наш опыт приятнее. То есть дело уже не в продукте, не в его покупке – поскольку просто покупки уходят в онлайн – а в том, какой опыт ты получаешь. А если вы продаете какой-то продукт, который можно купить на Amazon или еще где-то онлайн, без вот таких привлекательных моментов, то вы не выживете, если вы магазин.

Поэтому у тех компаний, которые поднимают эту планку, которые создают новый опыт, способствующих повышению лояльности клиентов, есть очень большой потенциал. И здесь можно говорить об активном использовании технологий искусственного интеллекта и виртуальной реальности, как для собственно развлечений, так и для того, чтобы превратить сам опыт покупки в своеобразную игру, где программа, зашитая в какое-то устройство, или удобные очки, поможет тебе проанализировать и сравнить характеристики нескольких товаров или найти в большом торговом центре нужный продукт, и заодно, например, поучаствовать в какой-то программе лояльности.

Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий