Илья Осколков-Ценципер, основатель журнала «Афиша» и вдохновитель Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», сегодня не только руководит собственным бюро Tsentsiper по проектированию услуг, пользовательского опыта, брендов и городских территорий – но и значится ментором в ряде стартапов. Один из них – выпускник 7-го набора Акселератора ФРИИ, консьерж-сервис юридических услуг «ЮРБЮРО». Мы поговорили с Ильёй о том, для чего ему консультировать начинающих предпринимателей, какие проекты ему наиболее интересны, и что общего есть у стартапов и школьных рок-групп.


— Можно ли назвать вашу менторскую деятельность своего рода социальной миссией? Для чего вы вообще помогаете стартапам?

Ой, я сам точного ответа на этот вопрос не знаю. Моё менторство действительно никакого отношения к бизнесу не имеет. Скорее, это такая болезнь – просто хочется этим заниматься, и всё тут. Поскольку я сам периодически оказываюсь на «той» стороне, то   понимаю, что происходит в голове у  стартаперов. Я довольно серьезно отношусь к роли ментора и большинству проектов, которые ко мне приходят, отказываю. Одно дело – просто совет дать, а другое – ставить свою фамилию под тем или иным проектом, да и вообще тратить на него время.


— А сколько проектов вы ведёте одновременно?

Пять-шесть, в какие-то проекты я сам вкладываю деньги, в другие – нет.


— Медийные стартапы среди них есть? Я имею в виду те проекты, которые хотят переизобрести способы потребления контента.

«Никогда не говори никогда», но мне кажется, что медийный этап моей жизни закончился лет семь назад, когда я ушёл из «Афиши». Это было очень интересно, спасибо, но все.


— То есть, эта тема вам в принципе не очень интересна сейчас?

Просто все медийные стартапы либо состоят из вещей каких-то совсем уж технологичных (в которых я ничего не понимаю), либо связаны с производством контента – а тратить на это время и деньги сегодня мне кажется не самым разумным делом.


— Как вы познакомились с выпускником нашего акселератора ЮРБЮРО? Кто кого нашел?

Это простая история: один из инвесторов ЮРБЮРО, Родион Шишков – мой бывший коллега, мы с ним когда-то вместе работали в Yota и до сих пор дружим. Проект сразу заинтересовал меня, потому что решает очень понятную проблему. Почему, чтобы зарегистрировать компанию, нужно куда-то ехать, разговаривать с какими-то людьми, тратить время? Сложность в получении юридических услуг – это очевидная проблема, для решения которой стартап предлагает очевидное решение. Я вообще люблю проекты, в которых, если ты не делаешь грубых ошибок и тебя не преследует неудача, то довольно высокие шансы на успех. ЮРБЮРО – один из них.


— Еще какие-нибудь примеры, проектов, решающих очевидные проблемы простейшим образом, приведите, пожалуйста.

Мой собственный проект «Сделано», например – сервис по ремонту квартир.


— Поскольку у нас во ФРИИ каждые четыре месяца очередной набор Акселератора проходит три десятка проектов, многие из них наверняка это интервью прочитают и захотят получить вашу экспертную поддержку. Как вас заинтересовать? Есть какой-то рецепт?

Слушайте, ну это всё равно, что спросить, как пропитчить инвестора – вы же всё это лучше меня знаете. Надо быть офигенными людьми, рассказать офигенную историю и показать офигенный бизнес-план – всё то же самое. Я не лезу в сферы, в которых ничего не понимаю – B2B, чисто технологические проекты, рекламные площадки и т.п. Я могу помочь проектам, которые больше ориентированы на конечного потребителя – поскольку конечный потребитель это человек, а я разбираюсь именно в том, как делать продукты так, чтобы люди их любили.


— Давайте немного пофантазируем: есть какие-то проекты, которые вам очень нравятся и с которыми вам хотелось бы поработать, но пока этого не случилось?

Мне очень симпатичны ребята, которые делают проект под названием Wakie – это те люди, которые делали социальный будильник «Будист» - по-моему, это  многообещающая история. У меня был когда-то проект, близкий к этой теме, но с ним ничего не вышло. Меня сейчас интересуют вещи, которые находятся на грани онлайна и оффлайна: то есть, перенос онлайнового мышления в оффлайновую плоскость. В том числе проекты, связанные с перепридумыванием недвижимости: например, в Нью-Йорке мой товарищ делает проект, который называется Knotel – это офисный центр нового поколения, схожий с сетью коворкингов WeWork, но рассчитанный на компании, а не фрилансеров. Очень интересно, что сейчас происходит с WeLive, новым проектом от команды WeWork.


— А если говорить о технологических трендах – что вас сильнее всего вдохновляет, в какой области вы ждете прорыва? В виртуальной реальности, биткоинах, еще в чем-то?

Меня больше интересует дополненная реальность, чем виртуальная. Потому что способы применения VR очевидны – это либо аттракционы, либо специализированные профессиональные инструменты, может быть, новые виды коммуникации. Возможности дополненной реальности гораздо более многообразны.

Самое интересное, мне кажется, сейчас происходит в области генетики: редактируемый геном и так далее.

Есть ощущение, что постепенно уходит эпоха «улучшайзинга»: мол, давайте напишем еще немножко кода, и всё станет работать лучше. Чем дальше в лес, тем большее значение начинает играть наука.

И я бы аккуратно относился к бесконечному повторению модных терминов этого сезона, просто потому, что до России эти тренды долетают позже. AI сейчас – модная тема, на неё дают инвестиции, но три года назад мой знакомый искал в Калифорнии деньги на такой проект – и тогда это была самая тухлая тема на свете. Другие сферы также развиваются по тем же циклам.  

 

— Чем дальше в лес, тем ближе сингулярность, в общем.

Да! Может быть, она даже наступила – мы уже до такой степени не понимаем, что происходит. Вот, наверное, главный тренд 2016 года: никто не понимает, что происходит.

 

— Давайте завершим это интервью советами, которые вы можете дать на основании собственного опыта начинающим предпринимателям.

Самый важный совет будет не очень весёлым: Москва – это не Калифорния. Множество людей, которых я периодически встречаю, начитались Techcrunch и думают, что российская венчурная индустрия устроена так же, как в США. Но это не так. Если ты  работаешь в России, надо исходить из того, этот рынок устроен не так, как другие.

Другой совет: никому не советую вести жизнь стартапера только потому, что это модное и сексуальное занятие. У меня такой опыт был – нет ничего унизительнее и печальнее, чем потратить несколько лет на какое-то дело, а потом его закрывать, перепортив отношения с кучей людей. Самооценка падает. Так что если вы можете заниматься чем-то другим – занимайтесь другим.

 

— Не очень-то оптимистично.

Когда я учился в школе, у всех должна была быть своя рок-группа. И если у тебя её не было, ты был полным неудачником. А сегодня кажется, что если у тебя нет своего стартапа, то тебе девушки не будут давать. Может, лучше рок-группу сделать, а?

 

— И последнее. Какую хорошую книгу про технологии из недавно прочитанных вы можете порекомендовать стартаперам?

Ох, мне кажется, надо читать книги о развитии цивилизации и науки. Не советую хвататься за очередную книжку, которая четырьмя буллет-поинтами пообещает вам рассказать всё о ближайшем будущем. Прочитайте лучше Money Changes Everything  Уильяма Гётцмана: её пока не перевели на русский язык. Это история финансов как технологии начиная откуда-то с шумеров. Страшно любопытно, даже если вам неинтересны финансы в принципе. Рекомендую.

 

благодарим Максима Авдеева за предоставленную фотографию