Представители крупных промышленных предприятий обсудили с молодыми предпринимателями наиболее востребованные решения в промышленности и машиностроении, и рассказали о том, как IT-стартапу заключить контракт и интегрировать технологию в крупное промышленное предприятие. 23 августа в 2018 года в Москве прошел Tech Pitch Day – конференция и питч-сессия для IT-стартапов в сфере промышленности. На площадке ФРИИ собрались представители технологических стартапов и крупнейших российских компаний, включая «Кировский Завод», «Газпром нефть», «Синара-Транспортные Машины», «Объединенная авиастроительная корпорация», ТВЭЛ и 2050.

«Нас ждет резкий рост использования технологий AI в промышленности»

На мероприятии Леонид Жуков (Principal Data Scientist, The Boston Consulting Group) на примере реальных кейсов рассказал об использовании больших данных (Big Data) и искусственного интеллекта (AI) в промышленности, а также о сложностях, с которыми сталкиваются компании при масштабировании технологических решений.

Эксперт прогнозирует, что на производстве будущего искусственный интеллект будет присутствовать на всех этапах создания стоимости, хотя сейчас лишь 16% компаний внедрили больше одной технологии на базе AI. Он отметил, что на сегодняшний день, несмотря на наличие множества готовых решений, интеграция AI в индустрии является скорее «искусством, чем ремеслом или стандартизированной процедурой», а универсальные коробочные решения редко бывают успешными. У стартапов существует огромное окно возможностей, поскольку 87% опрошенных BCG компаний планируют внедрение решений с искусственным интеллектом в ближайшие три года.

3 совета для стартапов по работе с корпорациями

Леонид Жуков дал несколько рекомендаций стартапам, на которые следует обращать внимание при обсуждении сотрудничества с предприятиями. Во-первых, нужно делать акцент на конкретных задачах, которые стартап собирается решить, и продавать не технологии, а ценность, которую несет решение. Во-вторых, с момента разработки предложения необходимо привлекать экспертов из отрасли и тесно сотрудничать с клиентом, что подразумевает кастомизацию продукта под конкретный бизнес. Наконец, стартапы должны быть готовы к долгосрочному сотрудничеству с компанией и многочисленным бюрократическим процедурам. Зачастую нужно работать с крупными интеграторами, которые могу брать на себя определенные риски в случае неудачи пилотного проекта, и продолжать оказывать техническую поддержку клиенту после внедрения решения.


Леонид Жуков, Principal Data Scientist, The Boston Consulting Group

«Точка входа стартапа в корпорацию может быть как на уровне менеджмента, так и на уровне исполнителей»

На панельной дискуссии руководители направлений по развитию и работе с инновациями промышленных компаний рассказали, что работа со стартапам рассматривается ими как важный инструмент повышения прибыли или сокращения издержек. Виктор Леш (генеральный директор, «Синара-Транспортные Машины») и Рауль Тенчурин (начальник отдела консалтинга по цифровой трансформации «Газпром нефть») признались, что стартапы помогают корпорации повысить предпринимательский дух, скорость принятия решений и, в целом, увидеть, какие современные технологии существуют на рынке. Рауль Тенчурин также отметил, что стартапы  помогают преодолеть внутренние проблемы госкорпораций: «Молодые предприниматели берут на себя проведение экспериментов, на что госкорпорации пойти не могут из-за определенной ментальности менеджмента».

Менеджеры обратили внимание на тот факт, что молодые предприниматели должны иметь достаточную смелость и терпение, чтобы работать с корпорациями. Выбирая вариант сотрудничества, им следует искать точки входа как среди менеджмента компании, так и среди исполнителей и инженеров, которые непосредственно имеют конкретные «болевые точки». Важно также, чтобы они понимали организационную структуру и процессы в компании, с которой хотят запускать пилотный проект. По мнению Якова Копа (старший вице-президент по стратегическому развитию, ТВЭЛ), продать решение стартапа корпорации на ранних стадиях можно только через инструменты акселерации («корпоративной песочницы»), а около 80% стартапов перепрофилируются в процессе работы и меняют свой продукт или решение. Павел Янцевич (директор департамента бизнес-планирования и инвестиций, ОАК) подчеркнул, что для цифровизации бизнес-процессов его компания смотрит на решения, доступные, в первую очередь, на венчурном рынке.

Корпорации заинтересованы привлекать стартапы для создания цифровых двойников продукции и производства (цифровое макетирование или прототипирование, цифровые испытания), в том числе для быстрого проектирования и вывода на рынок новых продуктов. В сферу интереса крупных производств также входят прогнозирование работы продукта и спроса на него, внедрение технологий Big Data, AR/VR, Blockchain и Lean-технологий, решений для «Индустрии 4.0», а также оптимизация различных бизнес-процессов и разработка промышленных роботов. Кроме того, по словам Георгия Семененко (генеральный директор, «Кировский Завод»), его предприятию интересны комплементарные продукты, которые можно было бы развивать с помощью имеющихся ресурсов компании.


Павел Янцевич (в центре), Георгий Семененко, (слева) и Виктор Леш

Какие компании выступили с питчем

Во второй части мероприятия перед экспертами выступили с питчем 11 стартапов (все они прошли предварительный отбор): Astera.In, LN Softlab, VR Concept, «Финист-М», HoloGroup, DataNerds AI, BID Technologies, VR Professionals, Aripix Robotics, BFG Group и внутренний стартап «Кировского Завода». Жюри особенно отметили компании Astera.In (разработки в сфере интернета вещей, искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных для цифровой трансформации предприятий), Aripix Robotics (робот-манипулятор для производственных предприятий), BFG Group (система цифрового двойника и реинжиниринга предприятия), а также внутренний стартап «Кировского Завода» с оригинальной системой управления оборудованием.

Tech Pitch Day стал третьим по счету мероприятием в данном формате: ранее в текущем году молодые предприниматели представили свои предложения для крупных компаний из сферы ритейла и сельского хозяйства.

Видеозапись конференции

Все фото с мероприятия смотрите на странице ФРИИ в Facebook.

>>> 
Пять лучших стартапов для заводов и фабрик

>>> Cтартапы в помощь заводам и фабрикам. Часть 2