Акселератор ФРИИ — программа ускоренного развития бизнеса — снова принимает заявки от технологических стартапов. В этот раз мы сделали для вас серию статей о том, как работает Акселератор ФРИИ с IT-стартапами. В первой — мы разберем главные ошибки основателей при постановке бизнес-цели и расскажем, зачем на старте нужна диагностическая сессия. 

Постановка цели: две ошибки основателей стартапов

Через программу акселерации прошли уже более 400 стартапов. Как показывает практика, обычно основатели допускают две ошибки при постановке бизнес-цели:

Ошибка 1. Ставить перед собой сразу несколько целей

К примеру, основатель стартапа одновременно хочет выйти на точку безубыточности, развивать продукт на рынке США и зарабатывать $1 млн в месяц. Ситуация обостряется, когда вмешивается инвестор — и ставит KPI на следующий раунд, который противоречит целям основателя. Попытки достичь всех целей одновременно приводят к тому, что ни одна из них не будет реализована полноценно и в срок. Поэтому основателю особенно важно определиться — какая цель для него наиболее важна на каждом этапе. 

Перед тем, как поставить цель, основатели должны понимать:
  • какой продукт или решение они продают, в каком сегменте, и для какой аудитории;
  • к чему именно они хотят привести компанию: к выходу на самоокупаемость для дальнейшей независимости от инвестора, или — к выполнению KPI, которые им наметил инвестор для получения следующего раунда инвестиций.
Ошибка 2. Не учитывать ограничения по ресурсам и переоценивать свои силы

Пример из опыта работы со стартапами в Акселераторе ФРИИ: компания продает в России, и ее цель — увеличить выручку в несколько раз на местном рынке. В то же время основатели вышли на рынок Германии, предполагая, что затраты на маркетинг там будут сопоставимы с российскими. С высокой вероятностью затраты компании вырастут на 300%: как минимум, продублируются расходы на продажи, маркетинг, разработку, появятся накладные на адаптацию продукта, а также на синхронизацию людей в России и Германии. В конечном счете, если команда направит в Германию ресурс, который является драйвером продаж в России, она может потерять бизнес на уже известном для нее рынке, еще не укрепившись на новом. 

Для стартапа исключительно важно фокусироваться на одной цели — это поможет основателям и инвестору понимать, в каком направлении планируется развитие бизнеса, а также позволит рационально распределить ресурсы команды. 

Диагностическая сессия: определяем цель и помогаем достичь ее быстрее


Все компании на старте Акселератора участвуют в «диагностической сессии» — индивидуальной встрече основателей с ведущим экспертом Акселератора и индивидуальным трекером команды. Индивидуальный трекер помогает команде «добежать» до цели на акселерацию, выстроить цепочку задач, необходимых для достижения результата, консультирует по проблемным вопросам и при необходимости привлекает внешних экспертов. 

Диагностическая сессия помогает сформулировать цели по критериям SMART и состоит из трех этапов: 

1. Диагностика

Ведущий эксперт задает вопросы основателям: что у них за продукт, кто клиент, какие у клиента проблемы («боли»), и как своим продуктом стартап помогает их решить. А также выясняет, какую цель они ставят, как собираются ее достигать, и в какой точке на пути к цели они находятся на данный момент. 

2. Проработка стратегии с нуля или корректировка текущей

Если у компании нет стратегии достижения цели, эксперт и трекер Акселератора ФРИИ помогают основателям ее проработать. Иногда компании приходят с уже готовой стратегией, но она не всегда соответствует реальному положению дел на рынке. Тогда эксперты помогают сформулировать более достижимый план и предлагают решения, которые помогут получить результат быстрее. Например, увеличить средний чек, конверсию или привлекать новых клиентов.

Для B2B и B2C-компаний подходы к достижению цели могут значительно различаться. На B2C-рынке для привлечения следующих раундов инвестиций основателю необходимо показать, что экономика его стартапа сходится при определенных показателях. Например, компания зарабатывает при 1000 инсталляциях или 100 покупках.

На B2B-рынке стартап сначала должен показать эффективность решения для клиентов — пилотировать продукт у потенциального заказчика, улучшив его бизнес-показатели. Только после этого можно продавать продукт другим компаниям. Например, стартап делает SaaS-продукт для банковской сферы в России. В процессе пилотирования он должен не только показать, что софт работает без проблем, но и показать результат для бизнеса клиента — например, в виде повышения конверсии в открытие расчётных счетов.

3. Оценка компетенций команды

Когда понятен план достижения цели, ведущий трекшн-митинга дает обратную связь о компетенциях, которых команде стартапа не хватает для реализации плана, и помогает закрыть их: рекомендует экспертов, мастер-классы или сервисы ФРИИ по подбору персонала. 

Итогом этой работы с командой является roadmap (дословный перевод «дорожная карта» — прим.) — набор шагов, необходимых для достижения цели. Например, для выхода в точку безубыточности.

В следующей статье мы расскажем, как в Акселераторе помогают сформулировать и приоритизировать гипотезы, найти критичную проблему бизнеса и двигаться к цели.


А пока вы можете подать заявку в Акселератор ФРИИ до 17 октября 2018 включительно — для этого заполните профиль стартапа на 100% и запишитесь на скайп-интервью с экспертом.