Стартапы приходят во ФРИИ не только за инвестициями, но и за экспертизой, опытом развития бизнеса и новым скачком роста, который им необходим. Тюменская компания cheapmedia.ru еще на этапе запуска начала строить бизнес с экспертами и менторами ФРИИ. Дмитрий Гупало, основатель компании cheapmedia.ru, рассказывает, что для себя открыла команда за время участия в образовательных программах Фонда в процессе отбора в очный Акселератор.

Чему нас научили программы ФРИИ — опыт тюменского стартапа cheapmedia.ru

Расскажи о своем бизнесе за 1 минуту

В декабре мы запустили в тестовом режиме платформу с автозакупкой рекламы cheapmedia.ru. Продавцы из регионов на нашем сайте выставляют свои рекламные продукты, а рекламодатели покупают. Мы сделали удобные инструменты для поиска рекламы и общения продавца и покупателя. Для клиента наша услуга бесплатная, нам платит продавец за продажу рекламы. ФРИИ с Капинвест проводили в декабре стартап-марафон в Тюмени. Мы хотели понять наши слабые стороны, решили поучаствовать. Тогда мы не знали, как нужно рассказывать о проекте, обычно мне не хватало и 20 минут. Тем не менее, мы получили приглашение поучаствовать в программе стартового обучения в заочный акселератор. Параллельно мы начали заполнять заявку в очный Акселератор — к которому и помогает подготовиться «заочка».
Решение ехать в Москву приняли быстро и единогласно — нам остро была нужна экспертиза, опыт ФРИИ и навыки презентации для инвесторов, про инвестиции даже не думали. На обучении «заочки» рассказывали про ФРИИ, почему умирают стартапы, про экономику, команду и компетенции. Там же встретили своих прямых конкурентов. На второй день проходили питчи, и мы выступали следом за ними. Это было непросто, но подготовка к поездке в столицу помогла хорошо проявить себя. Я много репетировал, записывал себя на камеру и работал со своим выступлением.

Онлайн-трекшен — ничего не бойся

Нам нужно было развиваться любыми способами, поэтому мы решили поучаствовать еще в одной бесплатной программе ФРИИ для IT-стартапов — пройти онлайн-трекшен. Это трехнедельная программа развития стартапов, которая «ускоряет» достижение бизнес-показателей. К стартапу прикрепляется эксперт, он еженедельно помогает ставить и достигать четкие цели. Он знакомит стартап с базой методологии, которая используется в Акселераторе ФРИИ, дает рекомендации.
С нами работал трекер Данил Коновалов, каждую неделю по скайпу мы ставили вместе цели и подводили итоги, советовались с ним и постоянно получали обратную связь. Для нас это было очень полезно и важно — регулярные звонки заставляли нас вырваться из текучки и включать голову, мыслить по-новому.

Данил Коновалов, руководитель направления онлайн-трекшена
Команде повезло с основателем: он не боится экспериментов, его решительность позволяет быстро развивать бизнес, находить нестандартные выходы из ситуаций. Мы использовали HADI-циклы — эта методология позволяет стартапу быстрее находить ценность для своих клиентов. Команда с готовностью взялась работать по ней.
За время трекинга протестировали несколько гипотез, и сейчас одна из них лежит в основе экономики компании — работа через агентов. В первую же неделю по этой гипотезе состоялась сделка с клиентом. Сейчас стартап показывает хорошую динамику продаж, используя свой новый опыт.

Коновалов.jpg
Данил Коновалов


Мы успешно прошли онлайн-трекшен, и дальше нас ждал трехдневный интенсив в Москве с более глубоким погружением в методологию customer development, а также экспертной сессией и трекшен-митингом. Этот интенсив для ФРИИ является финальным этапом отбора в очный Акселератор, а для стартапов — полезен сам по себе.

Жесткий разнос

На трехдневный стартовый интенсив поехали без раздумий. Кстати, конкуренты наши не прошли отбор, зато мы с ними подружились и поддерживаем связь.
Самое интересное было в последний день обучения — разнос стартапов и предельно честные разговоры, которые здорово нас мотивируют до сих пор. Алишер Хасанов, ведущий трекшен-митингов ФРИИ, жестко цеплялся за экономику, продажи, организацию, дотошно докапывался до сути бизнеса. Было и смешно, и хотелось плакать — большинству фаундеров кажется, что все в порядке с их бизнесом. На практике выяснилось, что команды делали вовсе не то для роста продаж, и что некоторые вовсе прожигают свои и инвесторские деньги зря. Это было сильно и навсегда, мы крепко усвоили, что продажи должны значить для нас. Пришла наша очередь выступать, мы с партнером приготовились держать оборону. Как только дошли до темы наших продаж, напряжение спало. У нас они были и рост был хороший. Когда выступили, Алишер задал неожиданный вопрос — зачем мы сюда приехали? «У вас же все хорошо!», — мы были удивлены это слышать. Конечно, это был сарказм: среди команд, которые дошли до этого этапа отбора, продажи были у большинства.

гупало 33.jpg
Команда cheapmedia.ru

Можно сказать, что мы относительно неплохо прошли этот этап. Но в стрессовых ситуациях соображается плохо, надо тренировать этот навык. В этом плане мы рассчитываем на трекшен-митинги очного Акселератора.
За эти полгода работы с ФРИИ мы выучили несколько уроков с отборочных мероприятий. Они дали нам возможность проверить жизнеспособность нашей идеи. Мы пользуемся ими и сегодня.


1. Сделай, что запланировал, или умри.
2. Делай то, что не нравится.
3. Разговаривай с клиентом лично.
4. Научись презентовать себя за минуту.
5. Научись зарабатывать, потом начинай кодить.


О программах ФРИИ

Очный Акселератор ФРИИ — трёхмесячная интенсивная программа для развития IT-компании до стадии масштабирования. На время программы команды получают от ФРИИ стартовые инвестиции — 2,1 млн рублей (pre-seed) — и 24/7 работают над ростом своего бизнеса с трекерами и экспертами в офисе ФРИИ в Москве. По итогам программы стартапы растут в несколько раз по выручке, выходят на новые рынки, привлекают следующие раунды инвестиций от ФРИИ и других фондов и инвесторов.

Для каких стадий: готов продукт и подтверждён клиентский сегмент продажами или пользователями, оборот может быть от 0 до 5-10 млн руб в мес.

Заочный акселератор ФРИИ — двухмесячная программа для компаний более ранней стадии. Цель программы — вырастить компанию до стадии очного акселератора, т.е. когда найден и подтверждён клиентский сегмент, и привлечены первые клиенты. Большую часть программы основатели работают с трекерами удалённо.

Для каких стадий: продукт готов, но ценность и клиентский сегмент не найдены.

Онлайн-трекшен — трёхнедельная программа для быстрой проверки динамики стартапа и повышение его шансов пройти отбор в очный Акселератор ФРИИ (итоги прохождения программы используются аналитиками ФРИИ при принятии решения о прохождении командой отбора ). За три недели команды успевают протестировать новые каналы продаж, а также познакомиться с базой методологий, которые используются в Акселераторе ФРИИ (SMART-планирование, HADI-циклы).

Для каких стадий: стадия очного Акселератора.


Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий